Follow @Pyccstudy |
Цели:
вызвать
интерес к жизни и личности великого Толстого, его общественной и
педагогической
деятельности; помочь учащимся понять художественное мировоззрение
писателя,
сложное и противоречивое, менявшееся на протяжении его долгой жизни;
дать
краткую характеристику творчества (с обобщением изученного).
Наглядные
пособия:
портрет Л. Н.
Толстого работы художника И. Е. Репина (1887) и другие портреты
писателя;
выставка книг Толстого; иллюстрации художников к произведениям
«После бала»,
«Люцерн», «Война и мир» и др.
Ход
уроков
Эпиграфы
к урокам:
Граф Лев
Толстой – гениальный художник… Это самый
удивительный человек, коего я имел наслаждение видеть. Я много слушал
его, и
вот теперь, когда пишу это, он стоит передо мной чудесный, вне
сравнений.
М. Горький
Какое чудо
творчества, ума, души, страсти гения!!! Что за
счастье, что есть такие люди на свете и что мне привелось быть его
(Толстого)
современником…
В. Стасов
I.
Вступительное слово учителя.
жизнь
и творчество Л. Н.
Толстого (1828–1910)
Лев
Николаевич Толстой (1828–1910)
– писатель огромного дарования
и
трудолюбия, автор известных
всему миру гениальных
произведений.
Вот
портрет писателя (работы И.
Е. Репина). Вы видите прежде всего глаза: небольшие, круглые
– и в этом их
особенность, – совершенно плоские и одноцветные, но всегда
сияющие; точно на
сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не
можешь,
откуда и как оно происходит… Остальное –
и широкий нос, и высокий лоб, и
брови густые, и даже все тело – кажется пристроенным
к этим глазам. Сначала
– глаза, а затем уже прочее…
Те
современники, которые имели
наслаждение видеть, общаться и слушать Толстого, считали себя
счастливыми
людьми.
В
служении людям видел писатель
смысл своей жизни. («Счастливые периоды моей жизни были
только те, когда я всю
жизнь отдавал на служение людям» (Л. Толстой).
А жизнь его была
наполнена писательским трудом. Каждый день, каждый час он трудился, не
зная
лени; был беспощадно строг и требователен к себе как к художнику слова.
Литературное
наследие Толстого
– это 90 томов Юбилейного издания сочинений! Литература была
для него делом, в
которое он вкладывал всю свою душу. В книгах гениальный Толстой выражал
мысли и
чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного духа,
народного
патриотизма и народной любви к родине.
Но
писатель был и обличителем
зла, отказывался мириться с какими бы то ни было проявлениями
лицемерия,
фальши. Он не любил людей самоуспокоенных и равнодушных.
«Спокойствие –
душевная подлость», – считал он. По мнению
Толстого, человек должен постоянно
находиться в поиске, «рваться, путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать,
и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и
лишаться».
Основной
путь к преобразованию
мира, путь к счастью Лев Николаевич Толстой видел в нравственном
самоусовершенствовании, в непротивлении злу насилием и в опрощении.
Это учение получило название –
«толстовство».
Величайшее
открытие писателя –
метод «диалектики души». В чем смысл
этого? Толстой изображает внутренний
мир своего героя в постоянном
развитии. «Диалектика души» –
изображение процесса
душевных движений через борьбу противоположностей в
характере человека» (Н.
Н. Наумова) [14].
Обратимся
к драгоценным
событиям биографии великого художника слова Льва Николаевича Толстого.
II.
Рассказы учащихся о
жизни Л.
Н. Толстого, богатой
событиями.
1.
Детство, отрочество и юность
писателя
Родился
28 августа 1828 года в
дворянской усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии и был четвертым сыном
графов
Толстых. Происхождение как бы предопределило жизненный путь будущего
писателя:
типичное для богатых дворян воспитание и образование, учеба в Казанском
университете, разочарование в университетских занятиях («Эта
жизнь, которую я
веду здесь, не по мне»), увлечение светской жизнью.
1847
г. Толстой, не закончив
учебу, уезжает в Ясную Поляну, чтобы посвятить себя хозяйственной
деятельности,
а также улучшить быт своих крестьян.
Автобиографическая
трилогия –
повести «Детство»,
«Отрочество», «Юность»
(1852–1856). Главный герой –
Николенька Иртеньев. Автор «прослеживает» историю
трех периодов в жизни
человека. Методом «диалектики души» показывает
развитие характера героя.
Анализ
некоторых
сцен, выразительное чтение диалогов и монологов героя – по
выбору учащихся.
2.
Л. Н. Толстой на Кавказе.
Начало литературной деятельности
В
1851 г. вместе с братом
Николаем Л. Н. Толстой отправляется на Кавказ. Эпизоды Кавказской войны
он
описал в
произведениях «Набег»,
«Разжалованный», «Казаки». С
января 1854 г. Толстой служит сначала в Дунайской
армии, затем в Севастополе. За редкое бесстрашие его награждают орденом
Анны с
надписью «За храбрость» и медалями. Служа на
страшном четвертом бастионе, он не
прекращает литературной работы, черпая в «живой обстановке
войны» богатый
материал для «Севастопольских рассказов».
«Военная карьера
– не моя…»
– записывает Толстой
в дневнике
(1855) и отправляется
в путешествие за границу.
3.
Педагогическая деятельность
Л. Н. Толстого
1859
г. Для крестьянских детей
Толстой открывает в Ясной Поляне школу, а затем еще 20 в окрестных
деревнях. В
журнале «Ясная Поляна» он описывает опыт своей
работы с учениками. В центре
педагогического процесса – личность
ученика, обучение ведется
методом свободной
беседы.
«Школьная деятельность
Толстого носила разнообразный
характер, но более других
заметно было в
ней все-таки литературное
направление» (Е. Маймин).
4.
Литературная деятельность Л.
Н. Толстого
до и после идейного перелома.
Религиозно-этические взгляды писателя
1862
г. Толстой женился на
дочери московского врача – Софье Андреевне Берс.
И.
А. Гончаров:
«Он, то есть граф (Толстой), сделался настоящим львом
литературы», работал быстро, страстно, с увлечением.
Лучшие произведения Л.
Н. Толстого:
џ «Война
и мир» (1864–1869).
џ «Анна
Каренина» (1870–1877).
џ «Власть
тьмы» (1866).
џ «Крейцерова
соната» (1887–1889).
џ «Воскресение»
(1889–1899).
џ
«Хаджи-Мурат» (1896–1905).
џ Комедия
«Плоды просвещения» (1900).
џ Публицистические
статьи «Не могу
молчать», «Не убий»
и др.
(1908).
џ
«После бала» (1903).
Религиозно-этические
взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет Ю. В. Лебедев[13], на учение
об истинной жизни. В чем ее смысл? В духовной любви к миру и
к ближнему,
как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в
учении о
нравственном самосовершенствовании человека, которое включает в себя пять заповедей Христа:
1) Заповедь
о
непротивлении злу насилием. (Злом нельзя уничтожить зло, бороться с
насилием –
значит, необходимо воздержаться от насилия, только добро способно в
активном
духовном противостоянии злу победить его.)
2)
Не прелюбодействуй, соблюдай
чистоту семейной жизни.
3)
Не мсти никогда и никому, не
оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды.
4)
Не клянись и не присягай ни
в чем, никому.
5)
Помни, что все люди – братья
– и учись во врагах доброе видеть.
Л.
Н. Толстой
развертывает критику современных ему общественных институтов: церкви,
государства, собственности и семьи. Следует сказать, что в основу
воспитания
детей в семьях должен быть положен закон
об истинной жизни,
ведущей к духовному
братству и единению людей.
5.
«Весь мир, вся земля смотрит
на него…» (М. Горький)
Л.
Н. Толстой в
конце концов приходит к разрыву с
дворянским классом, а
затем и к отрицанию своей предшествующей литературной деятельности. В
последующих произведениях он «учит народ
нравственности».
1896
г. «И опять молюсь, кричу
от боли. Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою
жизнь» (Л.
Толстой).
7
ноября 1910 года
на маленькой станции Астапово умер Лев Николаевич
Толстой.
Домашнее
задание.
Прочитать
«Севастопольские
рассказы».