Follow @Pyccstudy |
Цели:
расширить
представление учащихся о пребывании Толстого на Кавказе, а затем в
Севастополе
и об отношении писателя к войне; на материале рассказов Толстого
показать
истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя,
сопоставить
настоящих героев войны с «аристократическим и
полуаристократическим»
офицерством, приехавшим на войну ради наград и карьеры; подвести
учащихся к
осмыслению важнейшего художественного новаторства Толстого в
изображении войны
(«правда» войны, война
«изнутри»); обратить внимание на общие принципы
построения «Севастопольских рассказов».
Ход
урока
I.
Проверка домашнего задания.
Опрос
по вопросам:
1.
Расскажите об
участии молодого Толстого в Кавказской войне. С какой целью он
отправился
служить в действующую армию? (Ему хотелось прежде всего
увидеть войну
собственными глазами, проверить себя, на что способен.)
Какие
произведения рассказывают
о событиях на Кавказской войне?
2.
Крымская война. Участие
Толстого в Дунайской армии, а затем в обороне Севастополя. Как вел себя
Толстой, командуя батареей на 4-м бастионе? Какими наградами награжден?
Почему
не получил Георгиевский крест? (Толстой создал проект о
переформировании
русской армии, в котором правдиво отметил тяжелейшие условия солдатской
службы.
Намеревался издавать журнал «Солдатский вестник»,
но против был русский
император Николай I.
Вывод.
У высшего начальства молодой Толстой на плохом счету,
Георгиевский крест не положен, достаточно и медалей «За
защиту Севастополя», «В
память войны 1853–1856 гг.», «За
храбрость».)
3.
В каких
произведениях Толстой рассказал
об обороне Севастополя?
II.
Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».
1.
«Севастополь в декабре»
Беседа
по
вопросам:
1) О
чем этот рассказ
Толстого?
2) С
кем встречается,
беседует только что прибывший в осажденный город?
3) Расскажите
о защитниках
Севастополя.
4) В
чем, на ваш взгляд,
проявляется новаторство Толстого в изображении войны?
Осажденный
Севастополь Толстой показывает глазами только что прибывшего человека,
который
видит тяжелейшую жизнь воюющего города:
переполненный лазарет, множество
раненых, грязь
и смерть. Это –
война «в настоящем ее выражении – в крови, в
страданиях, в смерти…» (Л.
Толстой), то есть война рисуется автором «изнутри».
Такое
изображение войны новаторское.
Общий
дух патриотизма
охватывает русских солдат и матросов. «Из-за креста, из-за
названия, из угрозы не
могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая
побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся,
стыдливое
в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к
родине» (Л.
Толстой).
2.
«Севастополь в мае»
Беседа
по
вопросам:
1) Перечислите
героев
второго рассказа.
2) Как
воюют офицеры и
юнкера? (Калугин, Михайлов, Гальцин, Непшитшетский.)
3) С
какой целью автор
создает образ 10-летнего мальчишки, собирающего цветы?
4) В
чем смысл
противопоставления «аристократического и
полуаристократического» офицерства и
простых защитников?
Во
втором рассказе
Толстой раскрывает поведение людей на войне. Разоблачая
показную
смелость и ложный
патриотизм офицерства,
писатель использует излюбленный
художественный метод «диалектики
души».
Один из
лучших эпизодов рассказа
– перемирие сторон.
Солдаты (только что воевавшие друг против друга)
«с жадным и благосклонным
любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки.
Десятилетний
мальчик собирает цветы…
Простым
людям не нужна война!
3.
«Севастополь в августе 1855
года»
Беседа
по
вопросам:
1) С
какими новыми героями
знакомит нас Толстой?
2) Расскажите
об их
судьбах.
3) Чем
заканчивается
рассказ? Что происходит с защитниками?
Третий
рассказ
заканчивается анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить
после
одиннадцатимесячной обороны Севастополь.
Толстой
и его товарищи, покидая
Севастополь, плакали. «Слезы боли и
гнев, скорбь
о погибших героях,
проклятие войне, угроза захватчикам – такова концовка
рассказа».
Л.
Н. Толстой: «Герой же моей
повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался
воспроизвести во
всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен,
– правда».
«Севастопольские
рассказы»
литературная критика рассматривает как своего рода
«этюды» к роману «Война и
мир».
Домашнее
задание.
1.
Прочитать I часть I тома
«Войны и мира».
2.
Индивидуальные
сообщения по
темам:
1)
Смысл названия романа.
2)
В чем заключается жанровое
своеобразие «Войны и мира»? Чем книга отличается от
других произведений XIX
века?
3)
В чем,
на ваш взгляд, особенности композиции и своеобразие сюжета?