Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
учащихся с историей написания «Войны и мира»;
выяснить, в чем заключается
жанровое своеобразие и особенности композиции; объяснить смысл названия.
Наглядные
пособия:
репродукция
картины И. Е. Репина «Комната в Ясной Поляне, где Толстой
писал «Войну и мир»
(1891).
Ход
урока
I.
Рассказ учителя (краткое
изложение).
История
создания романа-эпопеи
«Война и мир»
Колоссальное
четырехтомное
произведение «Война и мир» Лев Николаевич Толстой
писал в течение 6 лет с
1863 по 1869 годы. Характеризуя свою работу, он указывал, что
собирал и
изучал исторические материалы «с рвением ученого».
Толстой не только
скрупулезно исследовал архивы, документы, исторические книги и труды,
но и
встречался с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года,
даже
побывал на Бородинском поле.
Первоначально
Толстой задумал
написать повесть «Декабристы», герой которой Петр
Иванович Лабазов –
возвратившийся из сибирской ссылки декабрист. Но скоро писатель пришел
к новому
замыслу, к эпохе 1825 года, эпохе «несчастий»
своего героя. Петр Иванович
Лабазов из повести «Декабрист» в
результате… превратился в Петра Кирилловича
Безухова, а потом и в Пьера.
Толстой
задумал показать и
молодость декабриста, а это 1812 год, «время торжества
России» в войне с
Наполеоном. Затем обратился к более ранней эпохе 1805–1807
гг., времени
«неудач» и «срама» России.
Таким
образом, по замыслу
Толстого, герой, и уже не один («а многие… герои и
героини»), должен пройти
через исторические события 1805, 1807, 1812, 1856 годов. Полностью этот
замысел
осуществить не удалось.
На
страницах «Войны и мира»
Толстой сумел объединить громадный и разноликий материал. Поражает
количество
действующих лиц в произведении, их более 600.
Время
действия в «Войне и мире» – 15 лет (с
1805 по 1820
гг.). События происходят то в Москве и Петербурге, то в дворянских
поместьях,
то за границей, в Австрии.
По
признанию Льва Николаевича
Толстого, в своем произведении он «любил мысль
народную». В ранних рукописях
есть такая запись: «Я старался писать «историю
народа».
«Мысль народная»
положена великим писателем
в основу характеристики героев
произведения,
исторических событий и исторических деятелей.
II.
Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
1.
О заглавии романа
Первоначальное
– «Три поры»,
затем «1805 год», новый вариант –
«Все хорошо, что хорошо кончается», последнее
– «Война и мир».
Вопрос:
В чем смысл заглавия? («Война»
– это военные действия, сражения, «война»
– это непонимание, вражда,
разъединение людей.
«Мир»
– это жизнь народа без
войны, это и та «общность, то единение, к которому должны
стремиться люди» [9.
С. 213].)
2.
О жанре
Л.
Н. Толстой отказывается дать
жанровое определение «Войне и миру»: «Это
не роман, еще менее поэма, еще менее
историческая хроника. «Война и мир» есть то, что
хотел и мог выразить автор в
той форме, в которой оно выразилось», но исследователи
творчества Толстого
назвали «Войну и мир» романом-эпопеей.
Роман-эпопея
повествует о
важнейших исторических событиях, рассказывает о различных сторонах
жизни
народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных слоев общества.
3.
О композиции и сюжете
Композиция
(построение,
расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в
произведении;
членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль
описаний, монологов и диалогов) поражает своей сложностью.
Широко
изображен
социально-исторический и семейно-бытовой фон эпохи.
Исторические сцены,
сцены частной жизни и философские рассуждения в «Войне и
мире» «перемешаны».
Ю. В. Лебедев назвал это «божественной
бессмыслицей» и посчитал
важнейшим композиционным элементом книги [13].
В
романе раскрываются два
основных конфликта: борьба России с армией Наполеона
(кульминация –
Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона) и борьба
передовых дворян с
«консерватизмом правительственных сфер и общественного
быта» (кульминация –
спор П. Безухова с Николаем Ростовым, развязка –
вступление П. Безухова в
тайное общество).
Один
из приемов композиции – антитеза
(противопоставление). Важную роль в романе играют внутренние
параллели,
или сопоставления.
Большое
внимание писатель
уделяет изображению переломов, перемен в общественной жизни.
В
романе-эпопее множество
сюжетов, для каждой сюжетной линии – своя завязка. В основе
сюжетов – духовные
искания своего места в жизни любимых героев писателя.
4.
Система образов в романе-эпопее
В
центре – хроника жизни
дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных).
Домашнее
задание.
1.
Дочитать I том до конца.
2.
Прочитать по учебнику о
творческой истории «Войны и мира», об особенностях
композиции и сюжета, о
смысле названия.
3.
Анализ эпизодов:
џ «В
салоне А. П. Шерер» (главы 1–5).
Вопросы:
1)
Что представляют собой
хозяйка салона и ее гости? (Обратите внимание на внешность,
одежду,
поведение, манеру общения гостей.)
2)
В чем смысл жизни
завсегдатаев светского салона?
3)
Чем отличаются Пьер и Андрей
от гостей?
џ «В
доме графа Безухова» (главы 18–21).
Вопросы:
1)
Расскажите о борьбе за
завещание умирающего графа.
2)
Как изменилось отношение к
Пьеру, когда он разбогател?