twitter ВКонтакте facebook

«Как себя чувствуешь, читатель?» Знакомство с учебником

Цели: помочь детям вспомнить правила пользования книгой, познакомить с новым учебником; вызвать интерес к чтению; воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс» (части I, II, автор Н. А. Чуракова).

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя.

– Ребята! Вы закончили работу с первой частью учебника. Теперь мы будем читать вторую часть. Отнеситесь к книге очень ответственно: не загибайте листы, не пачкайте книгу, оберните ее. Берегите книги!

      Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

      С тобой интересней бывает досуг.

      Мы время отлично проводим вдвоем

      И наш разговор потихоньку ведем.

      С тобою дорога моя далека –

      В любую страну, в любые века.

      С тобой ничего непонятного нет.

      ……………………………………….

      Ты учишь правдивым и доблестным быть,

      Природу, людей понимать и любить,

      Тобой дорожу я, тебя берегу.

      Без книги хорошей я жить не могу.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают, что они читали на зимних каникулах, какие книги могут порекомендовать друзьям.

III. Подготовка к восприятию.

– Рассмотрите свои учебники. Обратите внимание на обложку.

– Возникли ли у вас какие-то вопросы ко мне, к автору учебника, к самому учебнику? Задайте эти вопросы.

– Какие авторы вам уже знакомы? Вспомните, какие произведения этих авторов вы читали?

– Просмотрите содержание учебника повнимательнее. Какие главы или названия произведений вас заинтересовали? Почему?

IV. Работа над вступительным словом «Как себя чувствуешь, читатель?» (с. 3).

Учитель читает вступительное слово. По ходу чтения идет беседа по  вопросам:

1. Уточните, пожалуйста, о каком это пути говорит автор учебника? По какому пути мы идем все вместе? (Это путь познания, знаний, путь открытий в мире литературы, а может быть, и живописи.)

2. Какое открытие каждый из вас, ребята, считает для себя самым важным, значительным?

3. Объясните фразу «груз знаний». (Оказывается, чем знаний больше (то есть  чем груз их тяжелее), тем легче идти по дороге открытий и познания.)

4. Почему автор считает вас настоящими путешественниками?

5. Что он имеет в виду, когда говорит, что вы часто останавливаетесь? (Это бывает, когда мы прерываем чтение текста, чтобы выполнить задания, прочитать вопросы к нему.)

6. Что значит «присматриваться к местности»? (Присматриваться к тексту более внимательно, чтобы суметь ответить на вопросы.)

7. Что значит «отмечать главное»? (Выделять самую суть при ответе на поставленный вопрос.)

8. Что значит «любоваться подробностями»? (Получать удовольствие от конкретных эпизодов текста, от конкретных выразительных средств, приемов.)

9. Понимаете ли вы, ребята, суть авторского образа «винтовой лестницы»  или винтообразного подъема на гору? (Первые главы второй части учебника подчиняются той же логике, что и первые главы первой части: сначала «Корни», потом «Подвиги». Просто и «корни» и «подвиги» наполняются уже другим смыслом, каким – мы узнаем по ходу путешествия по книге.)

V. Работа со статьей «Те, кто готов помочь в пути» (с. 4).

Еще раз знакомимся с консультантами и читаем, что про них написано.

– Ребята, помнит ли кто-нибудь из вас, что было написано в первой части учебника про консультантов? То же самое, что и во второй, или что-то другое? Так же или как-то иначе?

(После того как ученики ответят, учитель может зачитать, что написано о консультантах в первой части учебника.)

VI. Итог урока.

– Объясните смысл пословицы (запись на доске):

? Не насытится око зрением, а человек знанием.

Домашнее задание.

Познакомить родителей с новым учебником, рассказать дома об уроке