Follow @Pyccstudy |
Цели:
проанализировать эпизоды из жизни петербургского и московского
светского
общества; дать представление о характерах, поведении, интересах,
взаимоотношениях героев, представителей высшей знати; выделить
определяющие
черты светского общества и те художественные средства, с помощью
которых
характеризуется это общество; определить отношение автора к светскому
обществу
и свое собственное.
Ход
урока
I.
Проверка домашнего задания.
Беседа
по вопросам:
1.
Расскажите об
истории написания «Войны и мира». Как в процессе
работы изменялся замысел
романа?
2.
Объясните смысл названия –
«Война и мир».
3.
Почему «Войну и мир»
называют романом-эпопеей?
4.
В чем вы видите особенности
композиции и своеобразие сюжета романа «Война и
мир»?
5.
Каковы ваши первоначальные
впечатления о прочитанном?
II.
Работа над эпизодом
«В петербургском салоне А. П. Шерер»
(т. I., ч. I, гл. 1–5).
Беседа
по вопросам:
џ Петербург.
Июль 1805 г. Салон А. П. Шерер.
1.
Что представляет
собой хозяйка вечера? С какой целью она собирает у себя гостей?
2.
Расскажите о завсегдатаях
салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их поведение,
манеру
общения.
3.
Почему князь Василий Курагин
приехал первым? (В погоне за выгодой он готов на все. Цель
– попытаться
пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака»)
в посольство в Вене и
Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой
невесте.)
Кто
же главный гость на
вечере? (Виконт-эмигрант.)
4.
С какой целью автор так
тщательно описывает одежду гостей? (Наряды гостей поражают
роскошью и
великолепием; одежда «прикрывает» безликость и
душевную пустоту аристократов.)
5.
Почему разговоры в салоне
Шерер ведутся преимущественно на французском языке? (Язык
«высшего света» –
французский, это норма. Выражения и обороты на французском языке стали
привычными штампами, употребляемыми в светской беседе.)
6.
О чем говорят в салоне? (Гости
рассуждают о французской революции, о Наполеоне и его завоевательных
стремлениях, о роли Пруссии и Австрии в европейских делах…)
7.
Выделите определяющие черты
светского общества.
8.
Что общего у Андрея
Болконского и Пьера Безухова? Чем они отличаются от других гостей
салона?
9.
Какие художественные
средства использует автор для характеристики светского общества? (1.
Толстой
«как бы сразу» вводит читателя в коллективную
сцену, постепенно наблюдает за
героями, обрисовывает их поведение, определяет свое отношение, то есть
постепенное знакомство с героями,
без экскурсов в
прошлое. 2.
Прием сравнительной
характеристики: завсегдатаи салона – Пьер и Андрей. 3.
Использование метода
«диалектики души», который способствует
«срыванию масок».)
III.
Работа над эпизодом «В доме графа Безухова»
(т. I, ч. I, гл. 7,
гл. 18–21).
Беседа
по вопросам:
џ Москва.
1805 г. Дом графа Безухова.
1.
Перечислите всех,
кто находился в
доме умирающего
графа Безухова.
2.
С какой целью приехал князь
Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства?
3.
Расскажите о борьбе за
завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля? (Сцена
спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который
слышит,
как женщины любезничают друг с другом, но портфель держат
цепко обе, как
постепенно их нервы сдают.)
4.
Как изменилось отношение к
Пьеру, когда он несказанно разбогател?(Его зауважали:
«С вашей
необыкновенной добротой…», «при вашем
прекрасном сердце…». Жизнь, поведение
светского общества подчинено только стремлению к богатству.)
Выводы.
В
сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона
и его хозяйка А. П. Шерер. «Сдержанная улыбка, игравшая
постоянно на лице Анны
Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у
избалованных
детей, постоянное сознание своего милого недостатка...» За
этой краткой
характеристикой – авторская ирония.
Чем
живут представители аристократической знати?
Придворные интриги, сплетни, стремление во что бы то ни стало
разбогатеть,
«сделать» карьеру – вот интересы и цели.
Определяющей
чертой «высшего
света» Н. Н. Наумова [14] называет «всепроникающую
фальшь поведения». Все
пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью.
Пьер
Безухов – «чужой» в
салоне, его искренность и прямота вызывают удивление и страх.
Андрей
Болконский – «свой» в
салоне, с ним считается петербургская знать, хотя он видит фальшь, ложь
и
лицемерие высшего света.
Домашнее
задание.
1.
Чтение романа «Война и мир».
2.
Пересказ сцен «Именины у
Ростовых» и «В имении Болконских».
Сообщения
о семьях Ростовых и
Болконских. Что сближает эти семьи? В чем они несхожи?