Follow @Pyccstudy |
Цели:
продолжить
знакомство с героями романа – представителями
семейств Ростовых
и Болконских;
в ходе беседы,
анализа эпизодов, сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях;
выделить
определяющие (фамильные) черты всех Ростовых и Болконских, нравственные
ценности этих семей; показать, в чем похожи и не похожи семьи Ростовых
и
Болконских; определить отношение автора и свое собственное к семьям
Ростовых и
Болконских и отдельным их представителям.
Ход
урока
I.
Вступительное слово учителя.
В
семье Ростовых, Болконских
Семья,
дом – это особый
мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя.
Поэтому у
Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно
показать,
каковы его герои у себя дома, в семье.
Побываем
в большом доме
Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней
дочери
Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.
II.
Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т. I, ч. I,
гл. 7–11, 14–17).
Беседа
по вопросам:
1.
Где живут
Ростовы? (В Москве, а летом в имении
«Отрадное».) Какова общая атмосфера
в семье?
2.
Кратко перескажите эпизод
«Именины у Ростовых».
Перечислите
гостей. Обратите
внимание на внешность, поведение, манеру общения гостей.
3.
Кто самый главный гость у
Ростовых, которого ждут все? (Марью Дмитриевну Ахросимову,
«даму знаменитую
не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенною простотой
обращения»,
ждут с нетерпением все.)
4.
Какой подарок сделала Марья
Дмитриевна своей любимице («казаку»,
«зельё девке»)? (Для Наташи
«она
достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками».)
5.
О чем говорят сидящие за
одним столом и взрослые, и дети?
6.
Как развлекается молодежь у
Ростовых?
7.
Какие черты присущи всем
Ростовым? («Фамильные черты».)
III.
Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые
Горы».
Беседа
по вопросам:
1.
Расскажите о
Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?
2.
Найдите «портреты» Марьи
Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет
Толстой во внешности
героев, их поведении?
(Обращают внимание на невысокий рост,
«сухие» черты, удивительные
глаза – «лучистые», как у Марьи,
«прекрасные», как у князя Андрея,
«умные», как
у старого князя. Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к
другу.)
3.
Каковы, на ваш взгляд,
основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?
4.
Что сближает Ростовых и
Болконских? В чем эти семьи различны?
5.
Вспомните Курагиных. Почему
Толстой не называет их семьей? (Курагины – лживы,
фальшивы, с хищническими
инстинктами, без каких-либо нравственных норм.)
Выводы.
Радушие
и гостеприимство, теплота взаимоотношений и
чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых
вызывают
глубокую симпатию у автора и у нас, читателей. В доме Ростовых царит
атмосфера
влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем. Все
иначе в
Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь.
Болконские –
сдержанные люди, у них не принято откровенничать.
Безошибочным
чутьем угадывает
старый Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу. (А таким
не место
в их доме.)
Болконские
– люди чести и
долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его
мертвым,
нежели замаравшим имя.
Что
сближает умных, честных и
гордых Болконских с гостеприимными, добрыми и мягкими Ростовыми?
«Их
сближает главное: отношение
к родине, несовместимость с духом своекорыстия, лжи и фальши придворных
сфер,
процесс постепенного сближения с народом» (Н. Н.
Наумова) [14].
Домашнее
задание.
1.
Перечитать главы о
Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.
2.
Проанализировать поведение
героев романа на войне. (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин,
Болконский, Н.
Ростов, штабные офицеры.)