twitter ВКонтакте facebook

«ДУБИНА НАРОДНОЙ ВОЙНЫ ПОДНЯЛАСЬ СО ВСЕЮ СВОЕЮ ГРОЗНОю... СИЛОЙ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА. ПЛАТОН КАРАТАЕВ И ТИХОН ЩЕРБАТЫЙ)

Цели: расширить и углубить представления учащихся о народной войне; выяснить, какое значение сыграло партизанское движение в войне 1812 г.; рассказать о судьбе главных героев (по т. IV).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Отечественная  война  1812 г.  в  изображении  Л. Н. Толстого  предстает как война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в т. IV, главы  которого  посвящены  сильному  и  могучему  партизанскому движению.

«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой снимались с иссохшегося дерева – французского войска, и тогда трясли это дерево», – пишет Толстой.

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона» (Н. Н. Наумова) [14].

«...дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»*. В этих словах – гордость Толстого и преклонение его перед народной силой, которую он любил именно как силу стихийную.

II. Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и мира».

Вопросы и задания:

1. Что пишет Толстой о значении партизанской войны в общей победе русских в 1812 г.?

2. О каких партизанских отрядах рассказывает писатель? («Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды  Денисова и Долохова.)

3. Индивидуальное сообщение (или доклад) «Крестьянин-партизан Тихон Щербатый – самый полезный и храбрый человек в отряде Денисова». (Т. IV, ч. III, гл. 5–6.) (В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым  он  «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.)

4. Пребывание Пьера Безухова в плену. (Т. IV, ч. I, гл. 9–12.) Встреча с Платоном Каратаевым. (Т. IV, ч. I, гл. 13; ч. II, гл. 11, 12.) (Встреченный в плену Платон Каратаев кажется Пьеру Безухову «олицетворением духа простоты и правды». Каратаев любит всех людей, даже врагов. Он терпелив и покорен судьбе.

Для Толстого русский национальный характер связывался с образом Каратаева, воплощавшего патриархальность, доброту и смирение русского крестьянина.

После встречи с Платоном Каратаевым и разговоров с ним Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».)

5. Последние дни жизни князя Андрея Болконского. (Т. IV, ч. I, гл. 14–16.) (Измученный болезнью и страданиями, князь Андрей приходит к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Смерть оборвала искания князя Андрея.)

6. Сообщение «Правда о войне» (служба Пети Ростова, его интерес  к  пленному  французскому  мальчику-барабанщику).  (Т. IV, ч. III, гл. 7–11.)

(А. Сабуров: «Тему  войны  несут  Т. Щербатый и Долохов, тему мира – П. Ростов и французский барабанщик Венсан Босс».

Ненависть на французского мальчика не распространяется. Его согрели и накормили. «Пете многое хотелось сказать барабанщику. ...Потом в темноте взял его руку и пожал ее». Нелепой кажется смерть юного и доброго Пети Ростова...)

Домашнее задание.

1. Дочитать т. IV.

2. Выписать цитаты к образам Кутузова и Наполеона.

3. Подготовить сообщения «Кутузов и Наполеон – два нравственных полюса романа».

4. Ответить на вопросы:

1) Смысл названия романа «Война и мир».

2) Как Толстой объясняет происхождение, сущность и смену исторических событий?

3) Каковы его взгляды на роль личности в истории?