Follow @Pyccstudy |
Цели:
расширить и
углубить представления учащихся о народной войне; выяснить, какое
значение
сыграло партизанское движение в войне 1812 г.; рассказать о судьбе
главных
героев (по т. IV).
Ход
урока
I.
Вступительное слово учителя.
Отечественная война
1812 г. в изображении
Л. Н. Толстого предстает
как
война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ.
Дальнейшее
развитие народной войны рисуется автором в т. IV, главы
которого
посвящены сильному и
могучему партизанскому
движению.
«Партизаны
уничтожали великую
армию по частям. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой
снимались
с иссохшегося дерева – французского войска, и тогда трясли
это дерево», – пишет
Толстой.
Партизанская
война с французами
приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы,
«опрокидывая
завоевательную стратегию Наполеона» (Н. Н. Наумова)
[14].
«...дубина
народной войны
поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая
ничьих
вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего,
поднималась,
опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все
нашествие»*.
В этих словах – гордость Толстого и преклонение его
перед народной силой, которую он любил именно как силу
стихийную.
II.
Работа с учащимися по содержанию т. IV «Войны и
мира».
Вопросы
и задания:
1.
Что пишет
Толстой о значении партизанской войны в общей победе русских в 1812 г.?
2.
О каких партизанских отрядах
рассказывает писатель? («Были партии... мелкие,
сборные, пешие и конные,
были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником
партии,
взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса,
побившая сотни
французов». Более крупным планом автор рисует партизанские
отряды Денисова и
Долохова.)
3.
Индивидуальное
сообщение (или доклад) «Крестьянин-партизан
Тихон Щербатый – “самый
полезный и храбрый человек”
в отряде Денисова». (Т. IV, ч. III, гл. 5–6.) (В
Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера
крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого.
Любимое
оружие Тихона – топор, которым
он «владел,
как владеет волк зубами». Французы
для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает
французов днем и
ночью.
Неистребимое
чувство юмора,
способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль
отличают
Тихона Щербатого среди партизан отряда.)
4.
Пребывание Пьера Безухова в
плену. (Т. IV, ч. I, гл. 9–12.) Встреча с Платоном
Каратаевым. (Т. IV, ч. I,
гл. 13; ч. II, гл. 11, 12.) (Встреченный в плену Платон
Каратаев кажется
Пьеру Безухову «олицетворением духа простоты и
правды». Каратаев любит всех
людей, даже врагов. Он терпелив и покорен судьбе.
Для
Толстого русский
национальный характер связывался с образом Каратаева, воплощавшего
патриархальность, доброту и смирение русского крестьянина.
После
встречи с Платоном
Каратаевым и разговоров с ним Пьер обретает «то спокойствие и
довольство собой,
к которым он тщетно стремился прежде».)
5.
Последние дни жизни князя
Андрея Болконского. (Т. IV, ч. I, гл. 14–16.) (Измученный
болезнью и
страданиями, князь Андрей приходит к идеалистическому пониманию любви и
смерти:
«Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице
любви, вернуться к общему и
вечному источнику». Смерть оборвала искания князя Андрея.)
6.
Сообщение «Правда
о войне» (служба Пети Ростова, его
интерес к пленному
французскому
мальчику-барабанщику).
(Т. IV, ч. III, гл. 7–11.)
(А.
Сабуров: «Тему
войны
несут Т.
Щербатый и Долохов, тему
мира – П. Ростов и французский барабанщик Венсан
Босс».
Ненависть
на французского
мальчика не распространяется. Его согрели и накормили. «Пете
многое хотелось
сказать барабанщику. ...Потом в темноте взял его руку и пожал
ее». Нелепой
кажется смерть юного и доброго Пети Ростова...)
Домашнее
задание.
1.
Дочитать т. IV.
2.
Выписать цитаты к образам
Кутузова и Наполеона.
3.
Подготовить сообщения
«Кутузов и Наполеон – два нравственных полюса
романа».
4.
Ответить на вопросы:
1) Смысл
названия романа
«Война и мир».
2) Как
Толстой объясняет
происхождение, сущность и смену исторических событий?
3) Каковы
его взгляды на
роль личности в истории?