Follow @Pyccstudy |
Цели:
расширить
представление учащихся о Кутузове и Наполеоне как носителях
противоположных
начал; раскрыть толстовский идеал «простоты, добра и
правды», воплощенный в
образе Кутузова.
Ход
урока
I.
Опрос по домашнему заданию.
Вопросы
(или письменные ответы):
1.
Как вы понимаете
смысл названия «Война и мир»?
2.
Раскройте взгляды Толстого
на народ и на роль личности в истории.
3.
Как Толстой объясняет
происхождение, сущность и смену исторических событий? В чем причины
начала
войн?
4.
Расскажите об отношениях
писателя к войне. Как Толстой объясняет разницу между войной
справедливой и
несправедливой? (Война может быть захватнической
(несправедливой), может
быть освободительной, героической, то есть справедливой. Писатель
ненавидит и
осуждает тех, кто ведет захватнические войны.)
II.
Слово учителя.
Л.
Толстой отрицает
роль личности в историческом процессе. Призвание исторической личности
он видит
лишь в умении «прислушаться к воле большинства, направлять
эту волю».
По
Толстому, именно русский
народ является носителем высоких нравственных качеств. Писатель
восхищается и
поэтизирует народ «как целостное духовное
единство людей, основанное на
прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу,
единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических
инстинктах» (Ю.
В. Лебедев) [13]. Лучшие черты русского народа воплощены в
образе
полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Наполеон в изображении
писателя –
это прежде всего захватчик, агрессор, претендующий на мировое
господство.
III.
Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.
Беседа
по вопросам:
1.
Каково
традиционное представление о внешнем облике Кутузова и Наполеона?
2.
Зачитайте
«портреты» толстовских героев. На какие
выразительные особенности «портретов»
обращает внимание читателей Толстой?
(Рисуя
французского императора,
Толстой подчеркивает его телесность. Наполеон
– «маленький», «малый
ростом», с «жирными ляжками коротких
ног», «круглым животом». «Он,
пофыркивая и
покряхтывая, поворачивался то толстою спиною, то обросшей жирной грудью
под
щетку, которою камердинер растирал его тело», выхоленное тело
императора
Франции. И этот маленький человек думает уничтожить Россию! Наполеон
изображен
остро сатирически.
Кутузов
«в расстегнутом мундире, из которого, как бы
освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в
вольтеровском
кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и
почти
спал. ...с усилием открыл единственный глаз». У него
«огромное толщиной тело»,
«вытекший белый глаз на оплывшем лице»,
«сутуловатая спина». Но Кутузов обнял
Болконского, «прижал его к своей жирной груди и долго не
отпускал от себя».
Обаятельность полководца Кутузова нисколько не страдает от того, что у
него
«жирная грудь» или «жирная
шея». Кутузов связан с народом и прост как человек.)
3.
Охарактеризуйте
поведение Кутузова и Наполеона в Аустерлицком, Шенграбенском и
Бородинском
сражениях.
(Наполеон
в романе несет
с собой кровь, смерть, страдания и слезы. С удовольствием он оглядывает
пленных
русских, любуется полем сражения. Увидав Болконского, он говорит:
«Вот
прекрасная смерть». Наполеон любит вести возвышенные
разговоры, разыгрывать
благородство.
Кутузов
в сражениях 1805–1807 гг. не мог сосредоточить в своих
руках всю полноту командования. Его действия
«связывали» два императора и
генералитет. Но он сделал все, чтобы уберечь
русскую армию от разгрома.
Кутузов, в изображении Толстого, чутко и умело ориентируясь в живом
бою, не
верит в возможность заранее бой распланировать,
так же как не верит
в это писатель, и презирает диспозиции так же, как
презирает их Толстой.
В
1812 г. Кутузов избран
главнокомандующим. «Пока Россия была здорова,
ей мог служить
чужой, и был
прекрасный министр, но
как
только она в опасности, нужен свой родной человек»,
– говорит Болконский Пьеру.
Давая
решающее сражение,
Кутузов у Толстого повиновался воле народа, «объединялся с
народом и вместе с
ним чувствовал, что именно сейчас настал момент решительного отпора
врагу...
Бородино – это момент наивысшего напряжения всех его
сил, наибольшей его
активности, последовательно направленной на усиление и укрепление
нравственной силы армии» (Н. Н. Наумова) [14].)
4.
Выделите
основные черты Кутузова и Наполеона. Кто из них претендует на роль
героя в
истории? Каково отношение Кутузова и Наполеона к солдатам?
5.
Отношение
Толстого к Кутузову и Наполеону. (Ослепленный славой,
самонадеянный и
властолюбивый император Франции превыше всего ставит свою личность,
считает
себя сверхчеловеком. Автор отмечает актерство Наполеона, его эгоизм и
индивидуализм. Толстой отказывает ему в величии, так как считает, что
«нет
величия там, где нет простоты, добра и правды».
Кутузов
в романе
изображается как
подлинный полководец
народной войны, думающий прежде всего о славе и свободе Отечества.
Слитность с
народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя
идеалом
исторического деятеля и идеалом человека.
«Сила
Толстого в изображении
Кутузова заключается в том, что он показал его истинно народным
полководцем,
патриотом, исполненным народного духа; слабость – в том, что
он отрицал в
действиях полководца руководящую роль разума, принижал значение
Кутузова как
стратега и организатора» (Н. Н. Наумова) [14].)
Домашнее
задание.
1.
Сочинение на
одну из тем (4–5 человек).
Примерные
темы:
1) Портрет
князя Андрея.
2) Встреча
князя Андрея в
Отрадном с Наташей Ростовой.
3) Лучшие
минуты в жизни
Андрея Болконского.
4) Пьер
на Бородинском
поле.
5) Встреча
Пьера с
Платоном Каратаевым в плену.
2.
Дочитать роман
до конца. Рассказать о жизни героев в эпилоге.
3.
Сообщение
по вариантам:
Вариант
I.
Путь
исканий князя Андрея.
Вариант
II.
Путь
исканий Пьера Безухова.