Follow @Pyccstudy |
Цели:
выделить
важнейшие этапы в духовном
развитии князя Андрея
Болконского и Пьера Безухова, определить, в чем схожи и в чем различны
герои
Толстого, помочь осмыслить всю сложность исканий А. Болконского и П.
Безухова;
выявить авторское отношение к героям и определить свой взгляд на героев
и их
поступки.
Ход
уроков
Эпиграф
к урокам:
Путь исканий
князя Андрея и Пьера – это путь сближения с
народом. А народ – есть носитель лучших человеческих качеств.
Т. Г. Браже
I.
Реализация индивидуальных заданий учащихся.
1.
Чтение сочинений,
рецензирование.
2.
Рассказ о
судьбе героев Толстого в
эпилоге.
II.
Беседа с
учащимися по теме
«Путь исканий главных
героев Л. Н. Толстого».
Вопросы:
1.
Где и когда
автор впервые знакомит читателей с князем Андреем Болконским и Пьером
Безуховым?
2.
Что примечательно в их
внешности? (А. Болконский –
весьма красивый молодой человек, изящный
аристократ. Князь Андрей небольшого роста. У него усталый, скучающий
взгляд в
салоне Шерер.
Пьер
Безухов
– «массивный, толстый молодой человек... в очках, в
светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом
фраке».
Взгляд его умный и наблюдательный.)
3.
На какие
черты характера героев
обращает внимание писатель? (Пьер
– искренний и непосредственный,
он не знает еще жизни. На вечере у Шерер Пьер высказывает смелые мысли,
говорит
убежденно.
Князь
Андрей никогда «не
маскирует» своих чувств. Он испытывает крайнее отвращение к
лживой атмосфере
великосветского салона. Толстой пишет, что «брюзгливое
выражение лица» Андрей
«напускал на себя в гостиных».)
4.
В чем похожи и в чем
различны герои Толстого? («Андрей Болконский и Пьер
Безухов – натуры
сложные, преобладают черты духовные. Их жизненные пути –
бесконечные поиски
смысла жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и
приносила бы
моральное удовлетворение» (Т. Браже).)
5.
Пьер и Андрей в жизни
проходят через ряд сменяющих друг друга этапов, через увлечения и
разочарования. Какие важнейшие этапы в духовном развитии героев можно
выделить?
(Вот, к примеру, важнейшие пути этапа в духовном развитии
князя Андрея
Болконского.
–
На первом этапе – отвращение
к светской фальши, симпатии к непосредственной простоте, стремление к
славе,
желание совершить подвиг, восхищение Наполеоном.
–
Аустерлицкое сражение.
Разочарование в своем кумире, резкая критика Наполеона. Болконский
понимает,
что честолюбивые замыслы не могут принести счастье, стать смыслом
жизни.
Внимание к простому солдату.
–
Отношение к окружающим после
смерти жены и рождения сына. «Жить для себя и своих
близких».
–
Встреча с
Наташей Ростовой. Решение Болконского
«жить для других».
–
Новое разочарование князя
Андрея (в деятельности Сперанского).
–
Любовь к Наташе.
–
Под Бородиным – чувство
единения с народом.
–
В последние часы жизни – глубокая
человечность, а затем путь к каратаевщине, полное торжество которой
возможно
только в смерти. Принятие всеобщей любви.)
6.
Как ведут себя герои в
различных сложных ситуациях? Как стремятся прожить свою жизнь?
7.
Что увидели
и испытали князь
Андрей Болконский и
Пьер
на Бородинском поле? Что более всего подействовало на состояние их
духа? (Та
скрытая «теплота патриотизма», которая придавала
непобедимую силу народу.)
8.
Как и при каких
обстоятельствах Пьер попал в плен? Чем важна для него встреча с
Платоном
Каратаевым?
9.
Когда и где завершают свой
путь исканий князь Андрей Болконский и Пьер?
10.
Кто ближе из них автору? А
вам?
Болконский
– сухой, гордый и холодный с теми, кто ему неприятен.
Добрый и искренний с теми, кого уважает.
У него
незаурядный ум,
сильная воля, но
есть и тщеславие. Его путь – путь сближения с народом; в
служении народу видит
свое назначение. Смерть оборвала его искания.
Пьер
Безухов
– натура эмоциональная. Умный, мягкий, наблюдательный,
он стремится прожить жизнь не зря. На всем пути поисков Пьером руководят непосредственность и
простота, то есть
те качества, которые
«более всего роднят
его характер с
народным».
Настоящее сближение
с народом начинается в плену.
Впоследствии приходит к идеям декабризма.
Домашнее
задание.
1.
Перечитать
эпизоды «Первый бал Наташи Ростовой»,
«Наташа у постели раненого князя Андрея»,
«Наташа в Отрадном», «Княжна Марья перед
наступлением французов».
2.
Сообщение «Любимая героиня
Толстого – Наташа Ростова».
3.
Сообщение «Как складывается
семейная жизнь Марьи Болконской».
Индивидуальные
задания (доклады) по темам:
1) Что
роднит Н. Ростову и
М. Болконскую?
2) Анна
Павловна Шерер и
графиня Ростова.
3) Почему
Элен Безухова и
Анна Шерер бездетны?