twitter ВКонтакте facebook

Родная сторона. А. Вознесенский «Увижу ли, как лес сквозит…»

Цели: учить видеть за предметным содержанием смысл события; развивать связную речь учащихся.

Оборудование: картины с изображением природы («Родные просторы»).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию.

Учитель читает стихотворение:

           Времена теперь другие,

           Как и мысли, и дела.

           Далеко ушла Россия

           От страны, какой была.

           Умный, сильный наш народ

           Свою землю бережет.

           А преданья старины

           Забывать мы не должны.

           Слава русской старине!

           Слава нашей стороне!

– Откройте, пожалуйста, учебники на странице 5.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в главе VII «Родная сторона»? (Просмотреть содержание главы.)

III. Работа с эпиграфом главы VII (с. 6).

– Прочитайте эпиграф самостоятельно.

– Рассмотрите картинку к эпиграфу.

– Какие памятники на ней изображены? (Древнегреческий храм, похожий на реальный храм Эрехтейон, колоннами в котором служат фигуры кариатид; древнерусский храм; японская гора Фудзи; английский «Биг-Бен»; Дворец спорта.)

– Как вы понимаете смысл эпиграфа, что имеет в виду японский поэт Ёса Бусон?

– Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос, который задает японский поэт?

– Оказывается, тропинки бывают разными – не только железнодорожные или воздушные пути, но и книги, произведения искусства, письма, мысли, чувства, воспоминания, духовно близкие люди и т. д.

IV. Работа с отрывком из стихотворения А. Вознесенского «Увижу ли, как лес сквозит…» (с. 6).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

2. Словарно-лексическая работа. Беседа.

– Все ли вам, ребята, понятно в этом четверостишии?

– Давайте уточним: что значит «лес сквозит»? Встречался ли уже подобный образ? (В стихотворении К. Бальмонта «Трудно фее» есть строки: «Травка сквозит изумрудно».)

– Но если у Бальмонта «сквозит» – это едва виднеется, то у Вознесенского «сквозит» – это что значит? (Это значит, что лес насквозь просвечивает, насквозь виден.)

– Какой образ природы создает поэт?

– Почему он озёра называет «озерцами»? (Указание на то, что озёра небольшие, неприметные.)

– Что значит «созерцать» природу? Обратитесь за помощью к консультанту Коту Учёному (с. 170, раздел «Совет консультантов»).

– Не заметили ли вы, ребята, что-то интересное в составе слова «созерцать»? (Зеркало – «зерцало» (старинная форма), является дальним родственником слову «созерцать».)

– Какими свойствами обладает зеркало? (Оно просто отражает все, что попадет  в его «поле зрения», но делает это безучастно, равнодушно.)

– Возможно ли с помощью слова «созерцать» выразить те чувства, которые лирический герой испытывает к родному пейзажу?

– Какое же новое слово придумывает поэт?

– Как вы понимаете слово сосердцать?

– Почему поэт, говоря о сильных впечатлениях от природы, пользуется словом пригвоздит?

– Что-нибудь в мире природы вызывало у вас такие же сильные чувства? Какое впечатление «пригвоздило» каждого из вас?

V. Итог урока.

– Что прекрасного открыли мы с вами в стихотворении А. Вознесенского?

Домашнее задание.

Подготовить для выразительного чтения любое стихотворение о родной природе.