Follow @Pyccstudy |
Цели:
учить
видеть за предметным содержанием
смысл события; развивать связную речь учащихся.
Оборудование:
картины с изображением природы
(«Родные просторы»).
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Подготовка к восприятию.
Учитель
читает стихотворение:
Времена
теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава
нашей стороне!
–
Откройте,
пожалуйста, учебники на странице 5.
–
Как вы
думаете, о чем пойдет речь в главе VII «Родная
сторона»? (Просмотреть
содержание главы.)
III.
Работа с эпиграфом главы VII (с.
6).
–
Прочитайте
эпиграф самостоятельно.
–
Рассмотрите
картинку к эпиграфу.
–
Какие
памятники на ней изображены? (Древнегреческий храм, похожий
на реальный храм
Эрехтейон, колоннами в котором служат фигуры кариатид; древнерусский
храм;
японская гора Фудзи; английский «Биг-Бен»; Дворец
спорта.)
–
Как вы
понимаете смысл эпиграфа, что имеет в виду японский поэт Ёса Бусон?
–
Кто из вас,
ребята, может ответить на вопрос, который задает японский поэт?
–
Оказывается,
тропинки бывают разными – не только железнодорожные или
воздушные пути, но и
книги, произведения искусства, письма, мысли, чувства, воспоминания,
духовно
близкие люди и т. д.
IV.
Работа с отрывком из стихотворения
А. Вознесенского «Увижу ли, как лес
сквозит…» (с. 6).
1.
Самостоятельное чтение
стихотворения
учащимися.
2.
Словарно-лексическая
работа. Беседа.
–
Все ли вам,
ребята, понятно в этом четверостишии?
–
Давайте
уточним: что значит «лес сквозит»? Встречался ли
уже подобный образ? (В
стихотворении К. Бальмонта «Трудно фее» есть
строки: «Травка сквозит
изумрудно».)
–
Но если у
Бальмонта «сквозит» – это едва виднеется,
то у Вознесенского «сквозит» – это
что значит? (Это значит, что лес насквозь просвечивает,
насквозь виден.)
–
Какой образ
природы создает поэт?
–
Почему он
озёра называет «озерцами»? (Указание на
то, что озёра небольшие,
неприметные.)
–
Что значит
«созерцать» природу? Обратитесь за помощью к
консультанту Коту Учёному (с. 170,
раздел «Совет консультантов»).
–
Не заметили ли
вы, ребята, что-то интересное в составе слова
«созерцать»? (Зеркало –
«зерцало» (старинная форма), является дальним
родственником слову «созерцать».)
–
Какими
свойствами обладает зеркало? (Оно просто отражает все, что
попадет в его
«поле зрения», но делает это
безучастно, равнодушно.)
–
Возможно ли с
помощью слова «созерцать» выразить те чувства,
которые лирический герой
испытывает к родному пейзажу?
–
Какое же новое
слово придумывает поэт?
–
Как вы
понимаете слово сосердцать?
–
Почему поэт,
говоря о сильных впечатлениях от природы, пользуется словом пригвоздит?
–
Что-нибудь в
мире природы вызывало у вас такие же сильные чувства? Какое впечатление
«пригвоздило» каждого из вас?
V.
Итог урока.
–
Что
прекрасного открыли мы с вами в стихотворении
А. Вознесенского?
Домашнее
задание.
Подготовить
для
выразительного чтения любое стихотворение о родной природе.