Follow @Pyccstudy |
Цели:
усвоить
содержание «маленькой трилогии»; раскрыть
идейно-художественное своеобразие
рассказов.
Ход
урока
I.
Вступительное слово учителя.
90-е
годы ХIХ века
полны событиями и фактами, имеющими непосредственное отношение к Антону
Павловичу Чехову.
В
1895 г. 114 ученых и
писателей Москвы и Петербурга обратились к царю Николаю II с петицией,
в
которой смело рассказали о притеснениях со стороны цензуры,
невозможности
печататься. В числе подписавшихся – А. П. Чехов. Это
необычный и смелый
поступок писателя.
В
1898 г. с большим успехом шли
пьесы Чехова на сцене Художественного
театра: в этом
же году состоялось
знакомство Чехова с
Горьким.
Чехов был избран почетным членом Академии наук (1901 г.), а через год (1902 г.)
этой же чести
был удостоен
молодой Горький. Но
по распоряжению Николая II
избрание Горького
было объявлено
недействительным.
В
знак протеста Чехов (вместе с
Короленко) вернул свой диплом почетного члена Академии наук. Поступок
решительный и смелый.
В творчестве
Чехова произошли изменения.
Теперь в произведениях
писателя характерны темы,
объединяющие в один
цикл несколько
рассказов.
II.
Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.
«Человек
в
футляре», «Крыжовник», «О
любви» написаны Чеховым в 1898 г. Рассказы, связанные
общим сюжетом, идеей, героями, в литературе называют
«маленькой трилогией».
Интересно
высказывание
Салтыкова-Щедрина, которое полностью можно отнести к
«маленькой трилогии»
Чехова: «Я обратился к семье, к собственности, к государству
и дал понять, что в
наличности ничего этого уже нет».
«Человек
в футляре»
Первый
рассказ «маленькой
трилогии».
Беседа
по вопросам:
1)
Передайте содержание
рассказа с чтением фрагментов.
2)
Расскажите о внешности,
обстановке в квартире Беликова.
3)
Почему трусливый и ничтожный Беликов держал в
течение 15 лет в
страхе не только
гимназию, но и весь город?
4)
Как вы понимаете слово
«беликовщина»? Исчезла ли
«беликовщина» со смертью учителя?
5)
В чем особенности композиции
рассказа «Человек в футляре»? (Повествование
ведется от лица рассказчика.
Особенность построения: рассказ в рассказе, или двойной рассказ.)
Чехов
с
поразительной силой разоблачает «пошлость пошлого
человека». Учитель гимназии
Беликов – враг всего нового и передового, он ненавидит все
то, что выходит за
рамки дозволенного начальством. «Как бы чего не
вышло», – жизненная философия
Беликова. Рассказ о «Человеке в футляре» тем не
менее не оставляет ощущения
безнадежности. «Нет, больше так жить невозможно!»
Эти слова выражают чувства
лучших героев рассказа и самого автора.
«Крыжовник»
Это
следующий рассказ
«маленькой трилогии».
Беседа
по вопросам:
1)
О чем мечтает всю жизнь
чиновник Чимша-Гималайский?
2)
Осуществилась ли эта мечта?
3)
Изменился ли герой? Можно ли
назвать его «человеком в футляре»? (Покупка
собственности перерождает
маленького чиновника. Он уже землевладелец, целиком уходит в мир
хозяйствования, постепенно превращаясь в самодовольного и равнодушного
обывателя. Чехов страстно восклицает: «Человеку нужно не три
аршина земли, не
усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы
проявить все
свойства и особенности своего духа».)
«О
любви»
Последний
из рассказов «маленькой
трилогии».
Беседа
по вопросам:
1)
Как живет, о чем мечтает
главный герой Алехин?
2)
Почему он нерешителен,
робок, боится всего? Почему не сложилась его любовь?
3)
Что общего в образах
Беликова, Николая Ивановича, Алехина?
(Жизнь
Алехина посвящена хозяйственным
заботам. Жизнь его, замкнутая только в кругу сельскохозяйственной
коммерции,
теряет смысл. Постепенно деградирует герой – ходит в грязной
одежде, не моется,
спит в санях. Потеряв свою любовь, Алехин живет в одиночестве, работая
и
приумножая доходы, которые ему теперь не нужны.)
Вывод.
В мире беликовых, чимша-гималайских, алехиных «нет
простора для живых человеческих стремлений».
Домашнее
задание.
1.
Прочитать
рассказы «Ионыч», «Палата
№ 6», «Учитель словесности»,
«Попрыгунья».
2.
Объяснить значение слов: деградация,
пошлость, обыденщина, банальный, бенефис.