Follow @Pyccstudy |
Цели:
углубить и
расширить знания учащихся путем знакомства с произведениями «Ионыч»,
«Палата № 6»; раскрыть процесс
духовной деградации человека, выяснить
причины превращения доктора
Старцева в Ионыча.
Ход
урока
I.
Вступительное слово учителя.
К
теме разрушения
человеческой личности неоднократно обращается Чехов
в
рассказах. Глубокое
отвращение
испытывает Чехов к врачам-стяжателям. В рассказе
«Дуэль» есть эпизодический, но
запоминающийся персонаж – врач Устимович. Он соглашается
присутствовать на
дуэли (на случай, если понадобится врачебная помощь), но тут же
сообщает свои
расценки. Чехов устами одного из героев определяет сущность Устимовича:
«Ростовщик, а не доктор». В рассказе
«Цветы запоздалые» доктор Топорков тоже
имеет страсть к накопительству.
«Ионыч»
– история о том, как
молодой человек, неглупый и способный, превращается в равнодушного и
жадного
обывателя.
II.
Работа над содержанием рассказа «Ионыч» (1898). (Анализ
содержания, пересказ. Чтение эпизодов,
комментирование.)
Вопросы:
1. Расскажите
о духовном мире, взглядах и общественных идеалах молодого врача Дмитрия
Ионыча
Старцева. (На первых порах земский врач много работает, не
имея ни минуты
свободного времени.)
2. Как
к нему относятся в
городе?
3. Каков
духовный мир
Туркиных? Какие художественные приемы использует автор для изображения
этой
семьи?
4. Основные
этапы жизни
Старцева. Как изменяется его внешность, поведение, речь?
5. Как
относится он к
Екатерине Ивановне? Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины
Ивановны?
Кто виноват?
6. Что
явилось причиной
превращения Дмитрия Старцева в Ионыча?
7. Какие
художественные
приемы (описание природы, портрет, образы-вещи) помогают Чехову
показать
эволюцию героя?
8. В
чем идейный смысл
рассказа? (Автор подчеркивает, что обывательщина, мещанская
среда, любовь к
сытости и покою «захватывают» человека чрезвычайно
быстро.
Чехов
призывает вырабатывать в себе силу сопротивления
обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.
«Берегите в себе
человека!» – говорит автор.)
III.
Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).
Совершим
экскурсию
в палату № 6, познакомимся с ее обитателями.
Вопрос:
В чем смысл спора Громова и
доктора Рагина?
(Рагин: «Все
вздор и суета, в своей нечестности
виноват не я, а
время... Родись я двумястами лет позже, я был бы другим».
Устами
Громова Чехов
осуждает взгляды Рагина: «Нас держат здесь за решеткой,
гноят, истязают, но это
прекрасно и разумно...»
Писатель
восстает против
равнодушного и пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто не
страдает.)
Домашнее
задание.
1.
Прочитать пьесу
«Вишневый сад», подготовиться
к чтению
по ролям.
2.
Индивидуальные
сообщения по
темам:
Содержание,
герои, проблемы
пьес «Чайка», «Дядя Ваня».