Follow @Pyccstudy |
Цели:
рассказать о
Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенностях
чеховской
драматургии; выявить первоначальное впечатление о пьесе
«Вишневый сад».
Ход
урока
I.
Вступительное слово учителя.
Рассказ
– основной
литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось
отразить
сложность жизни «эпохи безвременья», с ее гнетом
пошлости и обывательщины, и
типичные настроения представителей интеллигенции.
Параллельно
с рассказами и
повестями Чехов работал над драмами. Драматическая форма позволяла в
течение
нескольких актов рассказать о судьбе нескольких персонажей, показать
многоплановую картину жизни. Главный тезис Чехова: «Пусть на
сцене все будет
так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни. Люди обедают,
а в это
время слагается их счастье и разбиваются жизни».
Пьеса
«Иванов» (1887), комедия
«Леший» (1889) при первом появлении в театре
вызвали споры. На сцене просто
люди надорвавшиеся, разочарованные в жизни. «...Утомился, не
верю, в безделье
провожу дни и ночи. Не слушаются ни мозг, ни руки, ни ноги»,
«Откуда во мне эта
слабость, что стало с моими нервами?» – вот что
говорит о себе Иванов.
Лучшими драмами
Чехова критика считает
следующие: «Чайка»
(1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три
сестры» (1901), «Вишневый сад» (1903).
Основная
тема – изображение судьбы провинциальной интеллигенции,
лишенной каких-либо
интересных жизненных перспектив.
II.
Выступления учащихся о прочитанных самостоятельно пьесах
«Чайка», «Дядя Ваня».
III.
Объяснение нового материала.
Основные
черты новаторства чеховской
драматургии
Отсутствует
деление на главных
и второстепенных действующих лиц; нет деления акта на явления;
«подводное
течение», то есть наличие текста и подтекста как
двух уровней реальности:
бытового, конкретного, ясного и духовного, глубинного, скрытого.
Взаимодействие
текста и подтекста создает ощущение подводного течения, ощущение
двойственности человеческого существования. На
этом строится приглушенный конфликт. С
этим связаны диалоги
и монологи. Герои зачастую «не слышат друг друга».
Иносказания и недомолвки
«присутствуют» в разговорах героев.
IV.
Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).
Поставлена на
сцене Московского Художественного театра
в том
же году.
Выяснение
первоначального
впечатления о пьесе, героях.
V.
Чтение по ролям I акта.
Домашнее
задание.
Подготовить сообщения или
доклады (по группам).
Примерные
темы:
1) «Вишневый
сад» – драма
или комедия?
2) Прошлое,
настоящее и
будущее Раневской и Гаева.
3) Лопахин.
Можно ли его
считать человеком будущего?
4) Как вы
понимаете символический
смысл названия пьесы
«Вишневый сад»?
5) Какую
роль в жизни Ани
играет Петя Трофимов?