Follow @Pyccstudy |
Цели:
формировать
навыки словесного
рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению
выражать
свои чувства по отношению к прочитанному.
Оборудование:
картины о родной русской природе.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение
учащимися стихотворений на тему «Родная природа»
(по выбору).
III.
Подготовка к восприятию.
Учитель
читает строки, записанные на доске:
Горят,
как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной
теплоты.
–
Слова мы
выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету.
–
Сегодня мы
попробуем отдать свою душевную теплоту русской природе, родной
сторонушке.
Откройте, пожалуйста, учебники на странице 6, прочитайте название
произведения,
фамилию поэта.
IV.
Чтение и анализ стихотворения Н.
Рыленкова «К Родине» (с. 6–7).
1.
Самостоятельное чтение
стихотворения
учащимися.
2.
Выразительное чтение
учителем.
–
Поделитесь
своими мыслями, чувствами о прочитанном стихотворении.
3.
Беседа
по содержанию (с. 7).
1)
О каких
особенностях родной природы рассказывает поэт?
2)
Как вы
понимаете строчку «и все ускользает от беглого
взора»?
3)
Объясняет ли
это сам поэт? (Объясняет, откроем
с.
7 учебника.)
4)
Чем
отличаются действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться? (Смотреть
– значить направлять взгляд на то, что сразу открывается
взору. Всматриваться
– значит глазами преодолевать какое-то препятствие, то есть глазу не сразу открывается
то, на что он
устремлен. То же самое можно сказать относительно пары слушать
–
вслушиваться.)
5)
Почему нужно
всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (Такая
красота медленно проникает в душу, она не захватывает человека порывом
быстрого
чувства, но постепенно наполняет его сердце.)
6)
Что нужно
человеку уметь и иметь, чтобы понять прелесть русской природы? (Человеку
нужно иметь «воспитанные» глаз и сердце, уметь
вглядываться в окружающий его
мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в ее неброских
признаках.)
V.
Работа с «Картинной галереей».
1.
Предварительная беседа.
–
Что означает
понятие «малая родина»? (Это то
конкретное место (город, деревня, дом), где
человек родился и прожил значительный для него отрезок жизни, где
прошло его
детство и (или) школьные годы, где живут его родители и (или) дедушка с
бабушкой.)
2.
Чтение комментария
в учебнике (с. 8).
3.
Работа
с картиной
М. Шагала «Окно на даче» (зал 7).
–
Можно ли
питать нежные чувства к дачному уголку?
–
Рассмотрите
картину Марка Шагала «Окно на даче».
–
Много ли места
на картине занимает изображение окна? (Практически все место.)
–
Нравится ли
вам летний пейзаж за окном?
–
Когда (в какое
время лета, в какое время дня и в какую погоду) зелень бывает такой
ослепительно изумрудной? (Очевидно, это раннее лето или
поздняя весна,
возможно, после короткого дождя природа кажется яркой и словно чисто
вымытой;
не исключено, что это раннее утро.)
–
Не кажется ли
вам странным, что такой замечательный летний пейзаж художник пишет
сквозь
переплет оконной рамы, ведь пейзаж словно перечеркнут вертикальной
линией окна,
сначала одной полоской, а потом даже сдвоенной полосой, расчерчен
горизонталями
оконного переплета и шторки? Зачем художник так усложняет восприятие
пейзажа и
себе, и нам? (Если дети затрудняются с ответом, надо
попросить еще раз
обратить внимание на название картины. Цель художника –
изобразить не уголок
леса, а окно на даче. Окно – это как прозрачная стена,
граница, отделяющая
тесную дачную комнатку от чудес, которые разворачиваются за ним, от
природы
необыкновенной, пронзительной красоты.)
–
Видно ли, что
комнатка тесная? (Конечно. Художник создает ощущение тесноты
комнаты за счет
того, что очень близко и в один ряд расположены предметы на
подоконнике, а
также за счет того, что мужская и женская головы словно поставлены одна
на
другую.)
–
Знаете ли вы,
что в правом углу – автопортрет художника и портрет его жены?
–
Почему
художник изображает себя и свою жену похожими на театральные маски? (Люди
словно застыли, завороженно всматриваясь в прекрасный пейзаж за окном,
поэтому
их лица напоминают маски.)
–
Вспомните,
какой поэт воспринимает красоту леса на даче точно так же, как
спектакль,
который разыгрывает перед человеком природа? (Дмитрий Кедрин
«Приглашение на
дачу» – из первой части учебника.)
4.
Работа
с картиной
М. Шагала «Моя деревня» (зал 7).
–
Рассмотрите
картину.
–
Почему художник
называет город Витебск, где прошли его детство и юность, «Моя
деревня»? (Это
выражение ласкового отношения к родному городку, как к чему-то
бесконечно
близкому и любимому.)
–
Видно ли, если
внимательно рассмотреть картину, что художник любит свой маленький
родной город
Витебск?
–
По каким
признакам об этом можно судить?
–
Как вы
воспринимаете лошадку с санями, где она находится? За городом, в поле
или идет
по самому небу? (Для художника границы между реальным миром и
миром
чудесного, фантастического, размыты. Для Шагала нет ничего особенного в
том,
что мужичок с лошадкой бороздят небо.)
–
Эта картина –
гимн большой родине или признание в любви своей малой родине? (Это
признание
в любви своей малой родине.)
VI.
Итог урока.
–
Что вас
особенно заинтересовало на уроке?
Домашнее
задание.
Подумать,
как
«малая родина» связана с большой Родиной, с
Отечеством.