twitter ВКонтакте facebook

Н. Рыленков «К Родине»

Цели: формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить умению выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

Оборудование: картины о родной русской природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение учащимися стихотворений на тему «Родная природа» (по выбору).

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки, записанные  на доске:

           Горят, как жар, слова

           Иль стынут, словно камни, –

           Зависит от того,

           Чем наделил их ты,

           Какими к ним в свой час

           Притронулся руками

           И сколько отдал им

           Душевной теплоты.

– Слова мы выбираем в зависимости от того, как относимся к описываемому предмету.

– Сегодня мы попробуем отдать свою душевную теплоту русской природе, родной сторонушке. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 6, прочитайте название произведения, фамилию поэта.

IV. Чтение и анализ стихотворения Н. Рыленкова «К Родине» (с. 6–7).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

2. Выразительное чтение учителем.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами о прочитанном стихотворении.

3. Беседа по содержанию (с. 7).

1) О каких особенностях родной природы рассказывает поэт?

2) Как вы понимаете строчку «и все ускользает от беглого взора»?

3) Объясняет ли это сам поэт? (Объясняет, откроем  с. 7 учебника.)

4) Чем отличаются действия: смотреть и всматриваться, слушать и вслушиваться? (Смотреть – значить направлять взгляд на то, что сразу открывается взору. Всматриваться – значит глазами преодолевать какое-то препятствие, то есть  глазу не сразу открывается то, на что он устремлен. То же самое можно сказать относительно пары слушать – вслушиваться.)

5) Почему нужно всматриваться и вслушиваться, чтобы понять прелесть русской природы? (Такая красота медленно проникает в душу, она не захватывает человека порывом быстрого чувства, но постепенно наполняет его сердце.)

6) Что нужно человеку уметь и иметь, чтобы понять прелесть русской природы? (Человеку нужно иметь «воспитанные» глаз и сердце, уметь вглядываться в окружающий его мир, иметь чуткую душу, уметь подмечать красоту в ее неброских признаках.)

V. Работа с «Картинной галереей».

1. Предварительная  беседа.

– Что означает понятие «малая родина»? (Это то конкретное место (город, деревня, дом), где человек родился и прожил значительный для него отрезок жизни, где прошло его детство и (или) школьные годы, где живут его родители и (или) дедушка с бабушкой.)

2. Чтение комментария в учебнике (с. 8).

3. Работа с картиной М. Шагала «Окно на даче» (зал 7).

– Можно ли питать нежные чувства к дачному уголку?

– Рассмотрите картину Марка Шагала «Окно на даче».

– Много ли места на картине занимает изображение окна? (Практически все место.)

– Нравится ли вам летний пейзаж за окном?

– Когда (в какое время лета, в какое время дня и в какую погоду) зелень бывает такой ослепительно изумрудной? (Очевидно, это раннее лето или поздняя весна, возможно, после короткого дождя природа кажется яркой и словно чисто вымытой; не исключено, что это раннее утро.)

– Не кажется ли вам странным, что такой замечательный летний пейзаж художник пишет сквозь переплет оконной рамы, ведь пейзаж словно перечеркнут вертикальной линией окна, сначала одной полоской, а потом даже сдвоенной полосой, расчерчен горизонталями оконного переплета и шторки? Зачем художник так усложняет восприятие пейзажа и себе, и нам? (Если дети затрудняются с ответом, надо попросить еще раз обратить внимание на название картины. Цель художника – изобразить не уголок леса, а окно на даче. Окно – это как прозрачная стена, граница, отделяющая тесную дачную комнатку от чудес, которые разворачиваются за ним, от природы необыкновенной, пронзительной красоты.)

– Видно ли, что комнатка тесная? (Конечно. Художник создает ощущение тесноты комнаты за счет того, что очень близко и в один ряд расположены предметы на подоконнике, а также за счет того, что мужская и женская головы словно поставлены одна на другую.)

– Знаете ли вы, что в правом углу – автопортрет художника и портрет его жены?

– Почему художник изображает себя и свою жену похожими на театральные маски? (Люди словно застыли, завороженно всматриваясь в прекрасный пейзаж за окном, поэтому их лица напоминают маски.)

– Вспомните, какой поэт воспринимает красоту леса на даче точно так же, как спектакль, который разыгрывает перед человеком природа? (Дмитрий Кедрин «Приглашение на дачу» – из первой части учебника.)

4. Работа с картиной М. Шагала «Моя деревня» (зал 7).

– Рассмотрите картину.

– Почему художник называет город Витебск, где прошли его детство и юность, «Моя деревня»? (Это выражение ласкового отношения к родному городку, как к чему-то бесконечно близкому и любимому.)

– Видно ли, если внимательно рассмотреть картину, что художник любит свой маленький родной город Витебск?

– По каким признакам об этом можно судить?

– Как вы воспринимаете лошадку с санями, где она находится? За городом, в поле или идет по самому небу? (Для художника границы между реальным миром и миром чудесного, фантастического, размыты. Для Шагала нет ничего особенного в том, что мужичок с лошадкой бороздят небо.)

– Эта картина – гимн большой родине или признание в любви своей малой родине? (Это признание в любви своей малой родине.)

VI. Итог урока.

– Что вас особенно заинтересовало на уроке?

Домашнее задание.

Подумать, как «малая родина» связана с большой Родиной, с Отечеством.