twitter ВКонтакте facebook

«Картинная галерея». Андрей Рублёв «Троица»

Цели: развивать умение работать с картиной; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к литературе и искусству, чувство патриотизма.

Оборудование: слайд картины А. Рублёва «Троица», диапроектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как «малая родина» связана с большой Родиной, с Отечеством? (Малая родина – это не просто маленький кусочек личной территории, который входит в безграничные родные просторы. Малая родина – это тот пронизанный теплым чувством привязанности уголок, пережитый лично человеком, конкретный, именно его опыт отношения к своему родному уголку, через который человек научается любить свое Отечество, научается его присваивать. Это моя школа, это мой город, это моя страна.)

III. Подготовка к восприятию.

Учитель (или заранее подготовленные учащиеся) читает стихотворение:

           Я люблю тебя, Россия!

           Я люблю тебя, Россия,

           Дорогая наша Русь.

           Нерастраченная сила,

           Нерассказанная грусть.

           Ты размахом необъятна,

           Нет ни в чем тебе конца,

           Ты веками не понятна

           Чужеземным мудрецам.

           Сколько раз тебя пытали –

           Быть России иль не быть,

           Сколько раз в тебе пытались

           Душу русскую убить.

           Но нельзя тебя, я знаю,

           Ни сломить, ни запугать,

           Ты мне Родина родная,

           Дорогая моя мать.

           Я в березовые ситцы

           Нарядил бы белый свет.

           Я привык тобой гордиться,

           Без тебя мне счастья нет.

IV. Работа с «Картинной галереей».

Картина А. Рублева «Троица» (зал 7).

1. Чтение комментария в учебнике (с. 8).

2. Чтение сведений о «Троице», которые содержатся в учебнике (с. 174, раздел «Совет консультантов», Автор).

3. Работа с картиной А. Рублева «Троица».

– Рассмотрите картину.

– Каким образом иконописцу удается достичь впечатления согласия, покоя, гармонии? (Боковые фигуры ангелов равно удалены от центральной фигуры и склоняются к ней; три фигуры ангелов образуют круг; очертания общего круга, в который замыкаются фигуры ангелов, еще и еще раз повторяются кругами – нимбами (сиянием) вокруг голов (ликов) ангелов, а очертания жертвенной чаши (эта чаша символизирует готовность Иисуса Христа быть принесенным в жертву ради человечества – своей смертью на кресте Спаситель как бы искупил все грехи людей, взял их на себя. Икона изображает тот «момент» в жизни Божественной Троицы, когда Бог Сын продемонстрировал готовность пострадать за человечество и благословил чашу со своей кровью, которая будет пролита в будущем), стоящей на столе, повторяются в очертаниях той части стола, которая находится в поле зрения и образуется коленями ангелов.)

– В христианском религиозном искусстве, которое противопоставляло два мира – мир Бога и мир человека, все используемые иконописцами цвета также подчинялись этому противопоставлению. Синий цвет служил для обозначения небесного, божественного мира, а красный – земного, человеческого. Белый цвет обозначал безгрешность жизни в Боге, жизни праведников, а черный цвет – цвет ада и греха, греховность земной жизни. Зеленый цвет сохранил свою мифологическую символику – это цвет Мирового дерева, дерева жизни, а значит, вечной молодости. Золотой цвет – мир божественной истины. Коричневый цвет – воплощение связи божественного и человеческого миров. Поэтому в одеждах коричневого цвета изображают только Бога Сына – Иисуса Христа (поскольку, согласно христианским представлениям, он Богочеловек – сын Бога и земной женщины Марии) и Богоматерь – Марию (поскольку она земная женщина, но мать самого Бога).

– Объясните теперь, почему у ангелов такие одежды – синие хитоны (внутренние одежды) у боковых ангелов и коричневый – у центрального ангела.

– Картина «Троица» символизирует то вечно живое духовное начало, которое есть в каждом человеке, то начало, которое лежит в основе жизни, руководит жизнью каждого из нас и называется по-разному, например совестью, нравственностью.

– Догадайтесь, на что намекает использование золотого цвета (крылья ангелов, троны, чаша) и белого (нимбы – сияния). (На то, что ангелы – воплощение безгрешности и чистоты, воплощение божественной истины.)

– Что вы можете сказать о выражении ликов? (Лица на иконе называются ликами.) (Лики у ангелов грустно задумчивые, сосредоточенные, одновременно и похожие, и разные.)

– О чем же эта икона? (О красоте, целостности и гармонии духовной жизни человека.)

V. Итог урока.

– Над чем вас заставил задуматься урок?

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Домашнее задание.

Ответить на вопрос: «Что такое Родина?»