Follow @Pyccstudy |
Цели:
развивать
умение работать с картиной;
обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к литературе и
искусству,
чувство патриотизма.
Оборудование:
слайд картины А. Рублёва «Троица»,
диапроектор.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
–
Как «малая
родина» связана с большой Родиной, с Отечеством? (Малая
родина – это не
просто маленький кусочек личной территории, который входит в
безграничные
родные просторы. Малая родина – это тот пронизанный теплым
чувством
привязанности уголок, пережитый лично человеком, конкретный, именно его
опыт
отношения к своему родному уголку, через который человек научается
любить свое
Отечество, научается его присваивать. Это моя
школа, это мой город,
это моя страна.)
III.
Подготовка к восприятию.
Учитель
(или заранее подготовленные учащиеся) читает стихотворение:
Я люблю тебя, Россия!
Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Нерассказанная грусть.
Ты
размахом необъятна,
Нет ни в чем тебе конца,
Ты веками не понятна
Чужеземным мудрецам.
Сколько
раз тебя пытали –
Быть России иль не быть,
Сколько раз в тебе пытались
Душу русскую убить.
Но
нельзя тебя, я знаю,
Ни сломить, ни запугать,
Ты мне Родина родная,
Дорогая моя мать.
Я
в березовые ситцы
Нарядил бы белый свет.
Я привык тобой гордиться,
Без тебя мне счастья нет.
IV.
Работа с «Картинной галереей».
Картина
А.
Рублева «Троица» (зал 7).
1.
Чтение комментария
в учебнике (с. 8).
2.
Чтение сведений
о «Троице», которые
содержатся в учебнике (с. 174, раздел «Совет
консультантов», Автор).
3.
Работа
с картиной
А. Рублева «Троица».
–
Рассмотрите
картину.
–
Каким образом
иконописцу удается достичь впечатления согласия, покоя, гармонии? (Боковые
фигуры ангелов равно удалены от центральной фигуры и склоняются к ней;
три
фигуры ангелов образуют круг; очертания общего круга, в который
замыкаются
фигуры ангелов, еще и еще раз повторяются кругами – нимбами
(сиянием) вокруг
голов (ликов) ангелов, а очертания жертвенной чаши (эта
чаша
символизирует готовность Иисуса Христа быть принесенным в жертву ради
человечества – своей смертью на кресте Спаситель как бы
искупил все грехи
людей, взял их на себя. Икона изображает тот
«момент» в жизни Божественной
Троицы, когда Бог Сын продемонстрировал готовность пострадать за
человечество и
благословил чашу со своей кровью, которая будет пролита в будущем),
стоящей
на столе, повторяются в очертаниях той части стола, которая находится в
поле
зрения и образуется коленями ангелов.)
–
В христианском
религиозном искусстве, которое противопоставляло два мира –
мир Бога и мир
человека, все используемые иконописцами цвета также подчинялись этому
противопоставлению. Синий цвет служил для обозначения небесного,
божественного
мира, а красный – земного, человеческого. Белый цвет
обозначал безгрешность
жизни в Боге, жизни праведников, а черный цвет – цвет ада и
греха, греховность
земной жизни. Зеленый цвет сохранил свою мифологическую символику
– это цвет
Мирового дерева, дерева жизни, а значит, вечной молодости. Золотой цвет
– мир
божественной истины. Коричневый цвет – воплощение связи
божественного и
человеческого миров. Поэтому в одеждах коричневого цвета изображают
только Бога
Сына – Иисуса Христа (поскольку, согласно христианским
представлениям, он
Богочеловек – сын Бога и земной женщины Марии) и Богоматерь
– Марию (поскольку
она земная женщина, но мать самого Бога).
–
Объясните
теперь, почему у ангелов такие одежды – синие хитоны
(внутренние одежды) у
боковых ангелов и коричневый – у центрального ангела.
–
Картина
«Троица» символизирует то вечно живое духовное
начало, которое есть в каждом
человеке, то начало, которое лежит в основе жизни, руководит жизнью
каждого из
нас и называется по-разному, например совестью, нравственностью.
–
Догадайтесь,
на что намекает использование золотого цвета (крылья ангелов, троны,
чаша) и
белого (нимбы – сияния). (На то, что ангелы
– воплощение безгрешности и
чистоты, воплощение божественной истины.)
–
Что вы можете
сказать о выражении ликов? (Лица на иконе называются ликами.) (Лики
у
ангелов грустно задумчивые, сосредоточенные, одновременно и похожие, и
разные.)
–
О чем же эта
икона? (О красоте, целостности и гармонии духовной жизни
человека.)
V.
Итог урока.
–
Над чем вас
заставил задуматься урок?
–
Что на вас
произвело наибольшее впечатление?
Домашнее
задание.
Ответить
на
вопрос: «Что такое Родина?»