twitter ВКонтакте facebook

Р. Бёрнс «В горах мое сердце». Иссё. Хокку

Цели: продолжать формировать навык анализа стихотворного текста; учить выделять смысловые единицы (строфы) в стихотворении; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: картины родной природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Ответы учащихся на вопрос «Что такое Родина?».

2. Чтение высказываний русских писателей о Родине.

– Послушайте, что писал о родине Константин Ушинский.

«Наше отечество, наша родина – Матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. А когда мы уснем навеки, она прикроет кости наши».

III. Чтение и анализ стихотворения Р. Бёрнса «В горах мое сердце» (с. 9).

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

2. Словарно-лексическая работа.

– Есть ли в стихотворении непонятные слова?

3. Беседа по содержанию (с. 9–10).

1) Что для лирического героя значит «родина»? Любимый край, где каждая тропинка исхожена, или земля предков – Отечество? (Это тема близкого и любимого края, который в настоящее время недоступен. Но во второй строфе – это уже Отечество, и лирический герой торжественно называет себя его «сыном».)

2) Какие разные чувства вызывает у героя воспоминание о Родине?

3) Как поэт подчеркивает, что между ним и его родиной – расстояние, которое никак нельзя преодолеть? (Он повторяет строчку «В горах мое сердце, а сам я внизу».)

4) Найдите те строчки, из которых видно, что по своей воле герой никогда бы не покинул родину. («По белому свету судьбою гоним / Навеки останусь я сыном твоим».)

5) Сколько строф в этом стихотворении? (4 строфы.)

6) А если бы оно не было разделено на строфы, как можно было бы разделить?

7) Какой смысл вы видите в такой композиции? (Стихотворение является возвышенным прощанием с Родиной, с любимым северным краем (это 2-я и 3-я строфы), глубоко личное признание в любви этому краю (это 1-я и 4-я строфы). Таким образом, от чувства любви к малой родине (в 1-й строфе) герой возвышается до чувства любви к Отечеству (во 2-й и 3-й строфах), а потом снова возвращается к прежнему чувству – глубокому чувству любви и боли одновременно по отношению к малой родине.)

IV. Чтение и анализ хокку Иссё (с. 10).

1. Выразительное чтение хокку учителем.

2. Лексическая работа.

Помощь автора учебника (с. 174, раздел «совет консультантов») и консультанта Шалтая-Болтая (с. 172, раздел «Совет консультантов»).

3. Беседа (с. 10).

– Строчки этого хокку можно понять как стихи о родине? (Если воспринимать белые хризантемы как конкретные цветы в родном саду, то смысл стихотворения заключается в следующем: нет ничего дороже в жизни, нет ничего более ценного, чем малая родина, чем именно «моё» конкретное родное местечко, куда всегда возвращаешься после всех путешествий и поисков.

Если же вспомнить, что хризантема для японца – символ его Родины, то смысл стихотворения будет несколько другим: можно повидать разные страны, но нет ничего лучше Отечества.)

– О какой родине здесь идет речь – о малой или о большой? (Речь в хокку может идти и о малой родине, и о большой Родине.)

V. Итог урока.

– Как вы относитесь к своему городу?

– В чем, в каких делах и поступках выражается ваша любовь к родному городу?

Домашнее задание.

Найти любое стихотворение о Родине (русских поэтов) и подготовить выразительное чтение; выучить данное стихотворение наизусть (по желанию).