twitter ВКонтакте facebook

К. Паустовский «Стальное колечко»

Цели: развивать навыки осмысленного, беглого чтения; дать представление о жанре рассказа.

Оборудование: портрет К. Паустовского.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений о Родине учащимися.

III. Подготовка к восприятию.

– Откройте учебники на странице 10, прочитайте название произведения, с которым мы познакомимся сегодня.

– Кто автор этого произведения?

– Какие произведения К. Паустовского вам известны?

– Константин Георгиевич Паустовский известен многим читателям. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. С произведениями К. Г. Паустовского вы встретитесь не раз. Я знаю, что их чтение доставит вам не просто удовольствие, а настоящее наслаждение, потому что все они пронизаны теплом и любовью.

IV. Чтение и анализ текста (с. 10–13).

1. Выразительное чтение текста учащимися по цепочке.

По ходу чтения проводится словарно-лексическая работа.

2. Беседа после чтения (с. 13).

1) Вам нравится Варюша?

2) Что вы можете сказать о ее возрасте, характере? (Возраст от 7 до 10 лет. Она очень добрая и наблюдательная девочка, общительная. Есть и первые намеки на то, что она впечатлительная, – верит в сказку.)

3) Помните, как называет ее бородатый боец? («Цветок-лепесток в валенках», «Анютины глазки с косичками».)

4) Что за художественный прием использован в этих прозвищах? (Это сравнение. Конечно, в обоих случаях мы имеем дело с метафорами, но поскольку мы не вводим в начальной школе понятия метафоры, то назовем это «сравнением».)

5) Как вы думаете, этот текст Константина Паустовского – сказка или рассказ? Что роднит «Стальное колечко» с рассказом, а что – со сказкой? (Жанровые признаки рассказа: указано и в каком именно селе живут дед с внучкой, и в какое село Варюша идет за махоркой, все конкретные детали (снегопад, станция, проносящийся мимо поезд), содержание беседы девочки с бойцом (ведь то, что перстенек обладает чудесными свойствами может быть просто доброй шуткой взрослого человека). Вместе с тем  беседа бойца с девочкой по поводу перстенька очень похожа на сказку. Даже описание поезда похоже на описание чудовища, которое может подхватить и унести маленькую героиню.)

6) Зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр? (Если дети определят жанр текста как рассказ, то та история, которую они придумают, должна носить реалистический, то есть правдивый и жизненный характер, и все чудеса, которые они помыслят, должны носить скорее поэтический характер, чем сказочный.)

7) Давайте пофантазируем над продолжением… рассказа? А может быть, сказки? И помните, что оно будет зависеть еще и от того, как вы определите жанр текста.

Информация для учителя

Мы должны работать с жанровыми особенностями текста.

8) Есть ли какая-нибудь проблема у Варюши и ее деда? (Дед болен, и, сочиняя продолжение, нельзя забывать об этом.)

9) А есть ли у Варюши и ее деда другие проблемы? Чего, например, может хотеть девочка, которая живет в «маленькой деревушке, у самого леса»? (Наверное, девочке захочется повидать мир.)

V. Итог урока.

– Какое чувство осталось у каждого из вас после чтения текста?

Домашнее задание.

Придумать продолжение текста К. Паустовского.