twitter ВКонтакте facebook

К. Паустовский «Стальное колечко»

Цели: помочь учащимся раскрыть глубокий поэтический характер текста, поэтическое восприятие мира; развивать умение прогнозировать содержание, составлять характеристику персонажа.

Оборудование: книга К. Паустовского «Растрепанный воробей» (для выставки).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают продолжение текста К. Паустовского, придуманное ими дома.

III. Подготовка к восприятию.

– Сегодня на уроке мы продолжим читать текст К. Паустовского «Стальное колечко». Откройте учебники на с. 13.

IV. Чтение и анализ текста.

1. Чтение текста учителем.

Дети следят по учебнику, по ходу чтения проводится словарно-лексическая работа.

2. Беседа после чтения (с. 17).

1) Вам уже приходилось читать про воробьев в других рассказах Константина Паустовского? (Показ книги К. Паустовского «Растрепанный воробей».)

2) Воробей Сидор – сказочный персонаж или реальный? Чем он отличается от Растрепанного воробья из одноименного рассказа? (Дети обращаются за помощью к консультанту Шалтаю-Болтаю на с. 172, раздел «Совет консультантов».)

– Воробей Сидор – обыкновенный воробей, который живет в доме, это не сказочный персонаж, и искать колечко он не может. А то, что с ним общаются дед и Варюша – это естественно, когда в доме живет животное или птичка. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора. Растрепанный воробей – это уже по-настоящему сказочный персонаж, который в курсе всех событий Машиной семьи, который понимает, в чем смысл случившегося несчастья с пропажей брошки, который возвращает стеклянный букетик Машиной маме прямо во время спектакля.

3) Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? Это чудо касается только их двоих? Отчего  поправился дедушка? (Чудо, которое случилось, – это одновременный приход весны (Варюша нашла колечко) и выздоровление деда.)

– Ребята, обратите внимание, особенностью текста Константина Паустовского является его глубоко поэтический характер. А поэтическое восприятие мира – это уже чудо, которое не менее значительно, чем сказочные чудеса. Поэтическое восприятие мира преображает мир, помогает обнаружить в нем волшебную сторону, дает человеку силы и надежду, помогает преодолеть страх и болезнь.

V. Итог урока.

– Над чем вас заставил задуматься урок?

Домашнее задание.

Дочитать текст до конца (с. 18–19); ответить на вопрос «Что было бы, если бы Варя не отыскала стального колечка?».