Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 6–20.
Цель:
обнаружить приметы истории в тексте
волшебной народной сказки «Морской царь и Василиса
Премудрая».
Оборудование:
«лента времени».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Работа
в группах.
Коллективное
составление памятки «Как рассказывать
сказку»:
1.
Рассказывай
медленно, напевно.
2.
Не пропускай
приметы волшебной сказки.
3.
Следи за
интонацией повествования.
4.
Помни про
композицию сказки.
Дети
в группах
пересказывают сказку по частям, пользуясь памяткой. Определяют
«лучшего сказителя»
и объясняют свое решение.
Всем сказка очень интересна,
Тем сказка наша хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
III.
Объявление темы урока.
–
Сегодня на
уроке мы продолжим работу над сказкой «Морской царь и
Василиса Премудрая» и
постараемся обнаружить черты истории в произведении.
IV.
Работа по новой теме.
1.
Черты исторического времени в сказке. Работа с «лентой
времени».
На
доске: «лента времени» и запись:
«История
– это фонарь, который зажжен в прошлом, горит в настоящем и
освещает дорогу в
будущее» (В. Ключевский).
На
«ленте
времени» указан год – 988.
–
Чем
знаменательна эта дата? (Крещение Руси.)
2.
Распределение отдельных эпизодов на
«ленте времени» относительно Крещения Руси.
Превращения
Ивана-царевича и Василисы Премудрой. (Первые два превращения
– это древние
представления о природе, а вот мотив
превращений героев в попа и
церковь – более позднего происхождения, поскольку сама вера в
единого Бога и
сами христианские церкви появились много позднее, чем языческое
многобожие.
Сказка же как жанр родилась в период языческой древности, когда люди
верили в
природных духов и поклонялись природным стихиям и множеству богов. Лишь
с
течением времени, в более поздний письменный период древности сказка
стала
обрастать более «современными» подробностями,
связанными уже с победой
христианской церкви.)
Вывод:
древность состояла из разных временных периодов; сказка отражает разные
периоды
древности.
Физкультминутка
–
Чем вы можете
объяснить, что у этой сказки счастливый конец? (Свободные
высказывания
детей.)
3.
Характеристика главных героев.
Дайте
характеристику Ивану-царевичу и Василисе Премудрой по плану:
1.
Где живет?
2.
Чем
занимается?
3.
Какой у него
характер?
4.
Какие
поступки совершает герой?
5.
Ваше
отношение к герою сказки.
–
Почему
Иван-царевич забывает Василису Премудрую? (Василиса
– представитель чужого
мира. Герой, попав из волшебного мира в земной, теряет память о
волшебном мире.
Вспомнив своих родных, Иван-царевич забывает Василису Премудрую. Она,
как
представитель волшебного мира, обладающий особым знанием, знает и об
этом.
Единственный способ напомнить Ивану о себе – вернуть его в ту
ситуацию, когда
он в свое время из земного мира попал в подводный: Василиса тогда из
девушки
превращалась в голубку и обратно. Именно эта девушка-голубка обручилась
с
Иваном-царевичем, вручив ему золотое кольцо, с помощью которого он
попал в
подводный мир. То есть надо напомнить Ивану то, что было с ним на
границе
волшебного и земного мира: его суженая – это голубка.)
–
При чтении каких эпизодов сказки вы волновались за судьбу главных
героев?
Прочитайте, передайте голосом тревожность.
–
Что поможет вам рассказать про «погоню великую»? (Мотив
троекратной погони
за Иваном и Василисой – типичный для волшебной сказки
троекратный повтор приступания
к любому делу или подвигу, к решению трудной задачи. Эта особенность
волшебной
сказки и помогает лучше ее запомнить.)
Все в кого-то превратились –
И подружки, и друзья.
Начинаем представленье!
Кто в костюмах – выходи!
4.
Радиоспектакль «Великая погоня».
V.
Итог урока.
Многие
поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся первыми детскими
впечатлениями о
русских народных сказках.
Народные
сказки побудили их к созданию собственных сказок.
–
Прочитайте на доске запись: «Сказка
– ложь, да в ней намек! Добрым
молодцам урок!». Кому принадлежат эти мудрые слова? (А.
Пушкину.)
–
Каково значение народной сказки сегодня? (Сказка и сегодня
нам нужна. Она не
только забавляет. Сказка учит быть смелыми, справедливыми и любить
добро.)
Вывод:
сказка – живой, развивающийся организм, впитывающий в себя
черты конкретного
исторического времени.
Домашнее
задание:
проиллюстрировать сказку.