twitter ВКонтакте facebook

ПРОНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОНКРЕТНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В СКАЗКУ

Страницы учебника: 6–20.

Цель: обнаружить приметы истории в тексте волшебной народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая».

Оборудование: «лента времени».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Работа в группах.

Коллективное составление памятки «Как рассказывать сказку»:

1. Рассказывай медленно, напевно.

2. Не пропускай приметы волшебной сказки.

3. Следи за интонацией повествования.

4. Помни про композицию сказки.

Дети в группах пересказывают сказку по частям, пользуясь памяткой. Определяют «лучшего сказителя» и объясняют свое решение.

               Всем сказка очень интересна,

               Тем сказка наша хороша,

               Что в ней счастливую развязку

               Уже предчувствует душа.

III. Объявление темы урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая» и постараемся обнаружить черты истории в произведении.

IV. Работа по новой теме.

1. Черты исторического времени в сказке. Работа с «лентой времени».

На доске: «лента времени» и запись: «История – это фонарь, который зажжен в прошлом, горит в настоящем и освещает дорогу в будущее» (В. Ключевский).

На «ленте времени» указан год – 988.

– Чем знаменательна эта дата? (Крещение Руси.)

2. Распределение отдельных эпизодов на «ленте времени» относительно Крещения Руси.

Превращения Ивана-царевича и Василисы Премудрой. (Первые два превращения – это древние представления о природе, а вот мотив превращений героев в попа и церковь – более позднего происхождения, поскольку сама вера в единого Бога и сами христианские церкви появились много позднее, чем языческое многобожие. Сказка же как жанр родилась в период языческой древности, когда люди верили в природных духов и поклонялись природным стихиям и множеству богов. Лишь с течением времени, в более поздний письменный период древности сказка стала обрастать более «современными» подробностями, связанными уже с победой христианской церкви.)

Вывод: древность состояла из разных временных периодов; сказка отражает разные периоды древности.

Физкультминутка

– Чем вы можете объяснить, что у этой сказки счастливый конец? (Свободные высказывания детей.)

3. Характеристика главных героев.

Дайте характеристику Ивану-царевичу и Василисе Премудрой по плану:

1. Где живет?

2. Чем занимается?

3. Какой у него характер?

4. Какие поступки совершает герой?

5. Ваше отношение к герою сказки.

– Почему Иван-царевич забывает Василису Премудрую? (Василиса – представитель чужого мира. Герой, попав из волшебного мира в земной, теряет память о волшебном мире. Вспомнив своих родных, Иван-царевич забывает Василису Премудрую. Она, как представитель волшебного мира, обладающий особым знанием, знает и об этом. Единственный способ напомнить Ивану о себе – вернуть его в ту ситуацию, когда он в свое время из земного мира попал в подводный: Василиса тогда из девушки превращалась в голубку и обратно. Именно эта девушка-голубка обручилась с Иваном-царевичем, вручив ему золотое кольцо, с помощью которого он попал в подводный мир. То есть надо напомнить Ивану то, что было с ним на границе волшебного и земного мира: его суженая – это голубка.)

– При чтении каких эпизодов сказки вы волновались за судьбу главных героев? Прочитайте, передайте голосом тревожность.

– Что поможет вам рассказать про «погоню великую»? (Мотив троекратной погони за Иваном и Василисой – типичный для волшебной сказки троекратный повтор приступания к любому делу или подвигу, к решению трудной задачи. Эта особенность волшебной сказки и помогает лучше ее запомнить.)

           Все в кого-то превратились –

           И подружки, и друзья.

           Начинаем представленье!

           Кто в костюмах – выходи!

4. Радиоспектакль «Великая погоня».

V. Итог урока.

Многие поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся первыми детскими впечатлениями о русских народных сказках.

Народные сказки побудили их к созданию собственных сказок.

– Прочитайте на доске запись: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!». Кому принадлежат эти мудрые слова? (А. Пушкину.)

– Каково значение народной сказки сегодня? (Сказка и сегодня нам нужна. Она не только забавляет. Сказка учит быть смелыми, справедливыми и любить добро.)

Вывод: сказка – живой, развивающийся организм, впитывающий в себя черты конкретного исторического времени.

Домашнее задание: проиллюстрировать сказку.