twitter ВКонтакте facebook

К. Паустовский «Стальное колечко»

Цели: формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развивать умение формулировать идею произведения.

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. Часть I» (для учителя).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Дома вы дочитали текст К. Паустовского «Стальное колечко» до конца.

– Скажите, что было бы, если бы Варя не отыскала стального колечка? Не забывайте учитывать жанр своего текста. (Если это рассказ, то дед все равно обязательно поправится. Если это сказка, тогда потребуется какое-то дополнительное чудо, какой-то еще поступок Варюши.)

– Ребята, обратите внимание на то, что в настоящем поэтическом тексте рассказ (повествование) и сказка (волшебный мир чувств) всегда неразрывно связаны.

III. Анализ текста (с. 18–19).

Вопросы:

1. Второе чудо – это продолжение первого или совсем другое чудо? В чем оно состоит? (Варюша наслаждается тем, что наблюдает приход весны, она умеет смотреть и видеть, не просто слушать, но и слышать, умеет получать от всего этого огромное удовольствие. Именно красота пробуждающейся к жизни природы захватывает Варюшу и окутывает ее чувством счастья. Не случайно девочка просыпается очень рано и одна идет к лесу. Второе чудо – это все тот же приход весны, который делается все более и более ярким и заметным.)

2. Внимательно перечитайте описание весны в Моховом. Вам приходилось подмечать что-либо подобное?

3. Какие признаки и особенности весны больше всего нравятся каждому из вас?

4. Как вы думаете, почему рассказ Константина Паустовского оказался именно в этом разделе учебника?

5. Найдите в тексте строчки, которые подтверждают, что это рассказ не только о судьбе девочки и ее деда, но и о родной стороне. (Финальный абзац этого рассказа-сказки. От слов «Нигде на белом свете не может быть так хорошо…» и до конца.)

– Значит, не надо никуда далеко ходить за счастьем, счастье – оно рядом, надо просто уметь его разглядеть, надо воспитывать глаз и развивать душу, чтобы уметь наслаждаться красотой мира, который окружает тебя.

6. А можно этот текст поместить в другой раздел? В какой? (Это главы учебника «Литературное чтение. I часть», которые уже изучались. Глава I «Корни есть не только у дерева», потому что местечко Моховое для Варюши – это ее корни. Глава IV «Такой незнакомый знакомый мир», потому что весна преображает мир, делает из него чудо и сказку. Глава V «Мир просит тебя: "Открой меня заново"» и глава VI «Самые настоящие чудеса» тоже подходят.)

– Вы, наверное, ребята, заметили, что текст Паустовского многозначен. Каждый текст – это целый мир, и поэтому  он может быть помещен в разные главы.

IV. Итог урока.

– Константин Георгиевич Паустовский в своих произведениях дарит детям «счастливые сны и сказки», открывает самое прекрасное, что существует в природе и в людях.

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу К. Паустовского «Стальное колечко» (к любому эпизоду) и подобрать подпись в виде цитаты из текста.