twitter ВКонтакте facebook

А. Фет «Чудная картина». А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Цели: учить выразительно и интонационно правильно читать стихотворения, видеть и понимать настроение лирического героя; развивать речь учащихся путем словесного рисования; воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: портреты А. Фета и А. Пушкина; картины зимней природы; выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков учащихся к произведению К. Паустовского «Стальное колечко».

III. Подготовка к восприятию.

Логическое упражнение.

– Зачеркните буквы, обозначающие непарные согласные (сонорные) и гласные, состоящие из одного звука.

На доске запись:

Ы

М

О

Й

Н

Е

А

Ф

Л

Т

Р

У

– Из оставшихся букв сложите фамилию известного поэта XIX века. (Фет.)

– Сегодня мы будем работать со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета.

– Откройте учебники на странице 20.

IV. Чтение и анализ стихотворения А. Фета «Чудесная картина» (с. 20).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Что вы можете сказать об этом стихотворении?

2. Выразительное чтение стихотворения учащимися (2–3 варианта прослушать).

– Какое настроение пытался передать поэт?

– По каким признакам можно определить, что поэт счастлив?

– Посмотрите на знаки препинания в этом стихотворении. Найдите конец предложения. (Только одна точка!)

– О чем это говорит? (Все стихотворение – одно сложное предложение. Поэт не может остановиться, говорит на одном дыхании, как говорят люди, когда их переполняют чувства.)

3. Лексическая работа.

– Есть ли непонятные слова?

4. Беседа (с. 20).

– Представьте ночной зимний пейзаж, созданный поэтом.

1) Какая строчка рисует бесконечную горизонтальную линию? А какая создает вертикаль? («Белая равнина» – это горизонталь, а «свет небес высоких» – вертикаль. Русский пейзаж средней полосы – бесконечная равнина и высокое небо – бескрайние просторы.)

2) Откуда появляется настроение праздничной освещенности, озаренности пейзажа? (Четыре строчки подряд:

                                          Белая равнина,

                                          Полная луна,

                                          Свет небес высоких,

                                          И блестящий снег…)

3) Как связаны между собой две первые и две последние строчки, какой образ они создают? (Они говорят о переживаниях лирического героя – щемящее чувство прелести родного края, которое смешивается с чувством грусти от осознания собственной малости на земле, чувством затерянности человека в мире, чувством ожидания друга, чувством одиночества, которое известно всякому русскому, преодолевающему зимой в санях большие пространства.)

V. Чтение и анализ стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» (с. 21).

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

2. Беседа (с. 21).

1) Что помогает каждому из вас представить картину зимы? (Образы-олицетворения.)

2) Эта картина сказочная или реалистическая (такая же, как в реальной жизни)? (Сама картина зимы реалистическая, но те образы-олицетворения, с помощью которых поэт создает вполне реалистическую картину зимы, можно назвать и сказочными, ведь именно в сказке оживают природные явления.)

3) Как называется тот поэтический прием, который лежит в основе образов, созданных Пушкиным? (Это олицетворение.)

4) Что указывает на то, что поэт любил народное творчество, русские сказки? (Ожившие природные стихии, как в сказке.)

5) Найдите те строчки, в которых величественная картина зимнего пейзажа готова наполниться шумом, движением и весельем. («Блеснул мороз. И рады мы / Проказам матушки зимы».)

VI. Итог урока.

– Какое из двух стихотворений понравилось вам больше? Почему?

Домашнее задание.

Выучить одно из стихотворений А. Фета или А. Пушкина наизусть (с. 20–21); нарисовать иллюстрации к этим стихотворениям (по желанию учащихся).