Follow @Pyccstudy |
Цели:
учить
выразительно и интонационно
правильно читать стихотворения, видеть и понимать настроение
лирического героя;
развивать речь учащихся путем словесного рисования; воспитывать любовь
к
родному краю.
Оборудование:
портреты А. Фета и А. Пушкина; картины
зимней природы; выставка рисунков учащихся.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выставка
рисунков
учащихся к произведению К.
Паустовского «Стальное колечко».
III.
Подготовка к восприятию.
Логическое
упражнение.
–
Зачеркните буквы, обозначающие непарные
согласные (сонорные) и гласные, состоящие из одного звука.
На
доске
запись:
Ы | М | О |
Й | Н | Е |
А | Ф | Л |
Т | Р | У |
–
Из оставшихся
букв сложите фамилию известного поэта XIX века. (Фет.)
–
Сегодня мы
будем работать со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета.
–
Откройте
учебники на странице 20.
IV.
Чтение и анализ стихотворения А.
Фета «Чудесная картина» (с. 20).
1.
Самостоятельное
чтение стихотворения
учащимися.
–
Что вы можете
сказать об этом стихотворении?
2.
Выразительное чтение
стихотворения
учащимися (2–3 варианта прослушать).
–
Какое
настроение пытался передать поэт?
–
По каким
признакам можно определить, что поэт счастлив?
–
Посмотрите на
знаки препинания в этом стихотворении. Найдите конец предложения. (Только
одна точка!)
–
О чем это
говорит? (Все стихотворение – одно сложное
предложение. Поэт не может
остановиться, говорит на одном дыхании, как говорят люди, когда их
переполняют
чувства.)
3.
Лексическая работа.
–
Есть ли
непонятные слова?
4.
Беседа
(с. 20).
–
Представьте
ночной зимний пейзаж, созданный поэтом.
1)
Какая строчка
рисует бесконечную горизонтальную линию? А какая создает вертикаль? («Белая
равнина» – это горизонталь, а «свет небес
высоких» – вертикаль. Русский пейзаж
средней полосы – бесконечная равнина и высокое небо
– бескрайние просторы.)
2)
Откуда
появляется настроение праздничной освещенности, озаренности пейзажа? (Четыре
строчки подряд:
Белая
равнина,
Полная
луна,
Свет
небес высоких,
И
блестящий снег…)
3)
Как связаны
между собой две первые и две последние строчки, какой образ они
создают? (Они
говорят о переживаниях лирического героя – щемящее чувство
прелести родного
края, которое смешивается с чувством грусти от осознания собственной
малости на
земле, чувством затерянности человека в мире, чувством ожидания друга,
чувством
одиночества, которое известно всякому русскому, преодолевающему зимой в
санях
большие пространства.)
V.
Чтение и анализ стихотворения А.
Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» (с.
21).
1.
Выразительное чтение
стихотворения
учителем.
–
Поделитесь
своими мыслями, чувствами.
2.
Беседа
(с. 21).
1)
Что помогает
каждому из вас представить картину зимы? (Образы-олицетворения.)
2)
Эта картина
сказочная или реалистическая
(такая же, как в реальной жизни)? (Сама
картина зимы реалистическая, но те образы-олицетворения, с помощью
которых поэт
создает вполне реалистическую картину зимы, можно назвать и сказочными,
ведь
именно в сказке оживают природные явления.)
3)
Как
называется тот поэтический прием, который лежит в основе образов,
созданных
Пушкиным? (Это олицетворение.)
4)
Что указывает
на то, что поэт любил народное творчество, русские сказки? (Ожившие
природные стихии, как в сказке.)
5)
Найдите те
строчки, в которых величественная картина зимнего пейзажа готова
наполниться
шумом, движением и весельем. («Блеснул мороз. И
рады мы / Проказам матушки
зимы».)
VI.
Итог урока.
–
Какое из двух
стихотворений понравилось вам больше? Почему?
Домашнее
задание.
Выучить
одно из
стихотворений А. Фета или А. Пушкина наизусть (с. 20–21);
нарисовать
иллюстрации к этим стихотворениям (по желанию учащихся).