twitter ВКонтакте facebook

Гавриил Державин. Александр Грибоедов. Строки о родине

Цели: познакомить учащихся с высказываниями русских поэтов о Родине; развивать умение находить главную мысль в тексте, концентрировать внимание и  восстанавливать деформированный текст; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: карточки с деформированными пословицами на доске, выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть учащимися стихотворений А. Фета или А. Пушкина.

2. Выставка рисунков (по желанию учащихся).

III. Подготовка к восприятию.

– Попробуйте восстановить пословицы:

и земля в мила горсти своя

(Своя земля и в горсти мила.)

нет на Родина ничего краше, свете чем наша

(Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.)

сторона родная чужая мать а мачеха

(Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.)

– Что общего в этих пословицах? (Они все о Родине.)

– Сегодня мы будем читать высказывания русских поэтов о родине, которые давно стали «крылатыми»,  и работать с ними.

– Откройте учебники на с. 22.

IV. Чтение и анализ текста высказываний (с. 22).

1. Самостоятельное чтение текста учащимися.

2. Беседа (с. 22).

1) Как вы понимаете выражение «дым отечества»? (Говоря «Отечества и дым нам сладок и приятен»,  Гавриил Державин имел в виду, что даже дым, то есть то, что разъедает глаза, можно вытерпеть, да еще получить от этого удовольствие, если это не просто дым, но родной дым, то есть дым на родной земле. То же самое имел в виду и Александр Грибоедов, который в своей комедии «Горе от ума» цитировал Державина.

Это выражение можно понять и более поэтически, как все то, что касается Родины. В пользу этого говорит употребленное Державиным слово «весть», которое воспринимается почти как синоним  «дыму отечества».)

2) Сравните первые строчки из отрывков. Как вы думаете, где находится герой Державина: дома или на чужбине? (Лирический герой явно находится на чужбине.)

3) А герой Грибоедова? (Лирический герой находился на чужбине, но в настоящее время испытывает удовольствие как раз от возвращения.)

4) Об одном и том же говорят герои? (Герои говорят об одном и том же.)

5) А если сравнивать вторые строчки, перестановка слов имеет какое-нибудь значение? (Все имеет значение, даже порядок слов.)

6) Какая строчка кажется вам более возвышенной, а какая – более приземленной? (Строчка Державина «Отечества и дым» звучит более прозаически, а строчка Грибоедова «И дым Отечества» – более возвышенно.)

V. Работа с «Картинной галереей».

1. Чтение комментария в учебнике (с. 22).

2. Работа с картиной Алексея  Саврасова  «Грачи прилетели» (зал 7).

– Какое время года художник изобразил на картине?

– Какое событие вдохновило художника написать эту картину? (Грачи прилетели.)

– Какие признаки наступления весны вы можете разглядеть?

– Постарайтесь точно охарактеризовать все, что изобразил художник. Какие березы? Какая земля возле них? Какие домишки, церковь с колокольней? Каков сам расстилающийся пейзаж?

– Предлагаю вам вернуться к стихотворению Николая Рыленкова «К Родине» (с. 6–7).

– Нет ли сходства восприятия родной стороны в творчестве художника и поэта? (Оба подмечают неброскую красоту родной природы, которую воспринимает чуткое сердце и развитый глаз.)

3. Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель» (зал  7).

– Можно ли сказать, что Исаак Левитан, как и Алексей Саврасов, изображает неброский уголок родной природы или его интересует какой-то другой, более яркий ее образ?

– Важно ли, в какое время года и в какое время суток изображает природу Левитан?

– Это лето или переходное время от лета к осени?

– Это день, вечер или переходное время от дня к вечеру, начинающийся закат – предвестник сумерек?

– Что придает пейзажу масштабность, делает его величественным? (Дальняя точка зрения. Самая главная часть пейзажа разворачивается на дальнем плане.)

– А что делает этот пейзаж таким близким и обжитым, побуждает глаз путешествовать по нему, пройтись, пробежаться? (Легкие деревянные мостики, изображение которых начинается на первом плане, они уходят вдаль и перетекают в разветвляющуюся дорожку, ведущую в глубь пейзажа, через лес, к виднеющимся главкам церквей монастыря.)

– Какой же пейзаж лучше показать зрителям-иностранцам на Всемирной выставке во Франции?

– Как они должны увидеть нашу Родину – в ее будничной красоте, которая близка сердцу каждого русского человека, но может быть и не понятна иностранцу, или в более торжественном и величественном образе? (Принимаются обе точки зрения, какой может быть показана Родина.)

– Обратимся к консультанту Коту Учёному (с. 170, раздел «Совет консультантов»),

– Что поведал вам Кот Учёный?

VI. Итог урока.

– К. Д. Ушинский говорил: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».

Домашнее задание.

Подумать, какое высказывание больше относится к малой родине, а какое – к Отечеству (с. 22).

 

Дополнительный материал к уроку

          С. Д. Дрожжин

                  Родине

               Как не гордиться мне тобой,

                 О родина моя!

               Когда над Волгою родной

                 Стою недвижим я,

               Когда молитвенно свой взор

                 Бросаю в небеса,

               На твой чарующий простор,

                 На темные леса.

               Как хороша ты в теплый день

                 На празднике весны,

               Среди приветных деревень

                 Родимой стороны!

               Как бодро дышится, когда

                 На поле весь народ

               Среди свободного труда

                 Все силы отдает!

               Каким восторгом мою грудь

                 Ты наполняешь мне,

               Когда хочу я отдохнуть

                 С тобой наедине!

               Я в каждом шелесте листов

                 Твой голос узнаю.

               Хожу среди твоих лугов,

                 Мечтаю и пою.

               Во всей в тебе и мощь видна,

                 И сила с красотой,

               Недаром ты и названа

                 Великой и святой.