twitter ВКонтакте facebook

А. Пушкин «Зимнее утро». В. Хлебников «Мне мало надо!»

Цели: добиться понимания смысла стихотворений и настроения лирического героя; развивать навыки выразительного чтения, связно рассказывать о своих впечатлениях.

Оборудование: портрет А. Пушкина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какое высказывание больше относится к малой родине, а какое – к Отечеству? (Конечно, оба высказывания могут быть отнесены как к малой родине, так и к Отечеству. Но высказывание Державина носит более домашний характер. Первая же строчка Грибоедова рисует более масштабную картину – возвращающегося на Родину из дальних стран человека, который пересекает границу (само слово «постранствуешь» содержит в себе упоминание о разных дальних странах).)

III. Подготовка к восприятию.

Блицвикторина по произведениям А. С. Пушкина:

1. В какой сказке Пушкина «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут»? («Сказка о царе Салтане».)

2. В каких сказках Пушкина встречается число  33? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».)

3. В поэме «Руслан и Людмила» есть такая строчка: «Там чудеса, там леший бродит…»  Кто такой леший? (Леший – в славянской мифологии – хозяин леса.)

4. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком.)

5. Мимо какого острова проплывали гости-господа? (Мимо острова Буяна.)

6. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? («Ты не коршуна убил, Чародея погубил».)

7. Сколько лет рыбачил старик в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («…Он рыбачил 30 лет и 3 года».)

– Сегодня мы прочитаем стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» и попробуем понять смысл стихотворения и настроение лирического героя.

IV. Чтение и анализ стихотворения «Зимнее утро» (с. 23).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

2. Словарно-лексическая работа.

– Встретились ли в стихотворении непонятные слова?

– Обратитесь за помощью к консультантам Кентавру Хирону (с. 169, раздел «Совет консультантов») и Коту Ученому (с. 170, раздел «Совет консультантов»).

Нынче – сегодня.

3. Выразительное чтение стихотворения учителем.

4. Беседа (с. 24).

1) Какую строфу из этого стихотворения вы знаете давно?

2) Проверьте, может быть, каждая строфа является маленьким самостоятельным стихотворением? (Конечно, является.)

3) Что каждый из вас представляет лучше всего из перечисленного в учебнике? (Все стихотворение проникнуто теплым и нежным отношением лирического героя к своей возлюбленной.)

4) Важно ли, что герой в стихотворении не один? (Это придает стихотворению особый характер – переживание красоты зимнего утра.)

5) Какою вы представляете себе героиню? (Героиня предстает нежным и хрупким созданием, возможно, молчаливым, легко поддающимся грусти и печали. Вместе с тем мы узнаем, что героиня необыкновенно красива и любима лирическим героем.)

6) Догадайтесь, что она предпочтет: остаться дома или прокатиться на лошадке?

7) А каждому из вас какая идея ближе?

V. Работа со стихотворением В. Хлебникова «Мне мало надо!» (с. 24).

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Это стихотворение завершает главу VII.

2. Беседа.

– Каков же лирический герой, он действительно нетребовательный? Ему действительно от жизни очень мало надо? (Герой нетребователен, когда речь идет о заботах, связанных с едой, лирического героя мало заботит материальное благополучие. Вместе с тем, когда речь идет о красоте мира, ему надо сразу все, он хочет владеть всем миром целиком. Небо и облака – это образ духовного мира, образ красоты мира.)

– Почему именно это стихотворение завершает главу? (Стихотворение В. Хлебникова подводит итог. Главное для человека – жизнь сердца, жизнь чувств, любовь. Это любовь к родной природе,  родному местечку,  Отечеству,  близким и дорогим людям.)

VI. Итог урока.

– Что каждого из вас особенно заинтересовало на уроке?

Домашнее задание.

Рассмотреть картинку к главе VIII «Мир нуждается в нашей защите»; подготовить выставку книг к главе VIII.