twitter ВКонтакте facebook

«Мир нуждается в нашей защите». С. Кирсанов «Чудо». Кикаку. Хокку

Цели: обеспечить глубокое понимание смысла текста; развивать поэтический слух, учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

Оборудование: выставка книг к главе VIII (см. содержание учебника).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка книг к главе VIII:

Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;

Стихи И. Бунина, Саши Чёрного, А. С. Пушкина;

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

2. Рассматривание картинки на шмуцтитуле, предваряющем главу VIII.

– Что вы заметили на этой картинке? (Работа с содержанием главы VIII.)

III. Подготовка к восприятию.

На доске записан эпиграф (с. 26):

             Ты навсегда в ответе за тех,

             кого приручил.

А. Сент-Экзюпери

– И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить молодому поколению.

IV. Чтение и анализ стихотворения С. Кирсанова «Чудо» (с. 26–27).

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

2. Выразительное чтение стихотворения учащимися (2–3 человека).

3. Беседа (с. 27).

1) Вам нравится образ, созданный поэтом?

2) Кто же этот гончар и кто это дитя? (Гончар – это Солнце, то есть как раз тот Бог, которому поклонялись все народы мира в древности на протяжении нескольких тысячелетий. Дитя – это Человек, человечество, каждый из нас.)

3) Что вы можете сказать о подарке? В чем его необычность? (Подарок – «этот мир» – драгоценный подарок, с точки зрения поэта, который человек должен научиться беречь, не разрушать войнами и конфликтами, варварским отношением к природе и ее богатствам.)

– Конечно, очень сложно заботиться сразу обо всем земном шаре, но можно начитать с малого – постараться беречь то, что рядом, что находится в поле зрения.

V. Чтение хокку Кикаку (с. 27).

1. Выразительное чтение хокку учителем.

2. Беседа.

– Почему лирический герой так строго себя судит?

– Нарочно ли он обломил ветку вишни? (Конечно, случайно. Но даже это он считает преступлением против природы и ее красоты, которая является для нас драгоценным даром.)

VI. Работа с «Картинной галереей».

Картина Василия Венецианова «Жнецы» (зал 8).

1. Чтение комментария в учебнике (с. 28).

2. Работа над картиной.

– И девушка, и мальчик держат в руках серпы. О чем это говорит?

– Что же заставило их прервать работу? Почему они вдруг замерли и затаили дыхание?

– Как вы думаете, крестьяне, которые по много часов работают в поле, замечают всех бабочек, стрекоз, птиц? (Нет, конечно, они слишком заняты для этого.)

– Чем же этот случай замечателен и необычен? (Бывают мгновения, когда человек в самом, казалось бы, привычном и часто встречающемся, вдруг обнаруживает чудесное, необыкновенное, как бы открывает для себя заново что-то, как будто видит впервые. Именно это и происходит «на наших глазах».)

– Как вы считаете, почему бабочки так доверчиво сидят на руке у крестьянской девушки?

– Что этим хочет нам сказать художник Венецианов? (Рука у девушки пахнет травами, это рука человека, близкого к природе, живущего в согласии с ней.)

– В какую еще главу (какой зал) можно поместить эту картину? («Самые настоящие чудеса», «Мир просит тебя: "Открой меня заново"», «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств».)

VII. Итог урока.

– Какое чувство осталось у вас после работы на уроке?

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок на тему «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».