twitter ВКонтакте facebook

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Цели: отрабатывать навык правильного выразительного чтения; формировать умение анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков; воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование: портрет Д. Мамина-Сибиряка; выставка рисунков учащихся; книга Д. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков учащихся на тему «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».

III. Подготовка к восприятию.

– Наступление зимы – время перемен не только в жизни людей, но и в жизни растений, животных и птиц. Все растения впадают в глубокий сон. Приникли к земле пожухлые травы. Перелетные пернатые подались на зимовку, туда, где больше солнца и длиннее день. Сначала улетели кукушки. За ними улетели стрижи, ласточки, мухоловки, горихвостки, трясогузки и журавли. Последними из птиц улетают утки и чайки. Когда воды затянутся льдом, им нечем будет кормиться.

– Что же гонит птиц с «милой стороны»? (Зимняя бескормица.)

– О том, какие изменения происходят в природе с наступлением зимы, мы узнаём не только из рассказов и стихов, но и из сказок. Например, из сказок Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. (Учитель показывает портрет.)

– Мамин-Сибиряк написал много произведений для детей. Одна из его книг называется «Алёнушкины сказки», из которой мы прочитаем сказку «Серая Шейка».

IV. Чтение и анализ текста (с. 28–31).

1. Чтение учащимися текста вслух по цепочке.

2. Беседа (с. 31).

1) Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? (Она спасла жизнь свой дочери. Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)

2) А Селезень? (Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями. Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела, все равно ей суждено погибнуть зимой.)

3) Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, не способный ни на какую жертву ради близких.)

4) Какая из позиций ближе каждому из вас?

5) Как объяснить слова автора: «Оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех»? (В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда: если не помогать другим, не болеть душой за других, философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, будешь выглядеть умным и рассудительным обывателем.)

V. Чтение и анализ текста (с. 31–34).

1. Чтение текста учителем.

2. Словарно-лексическая работа.

Помощь консультанта Кентавра Хирона (с. 169, раздел «Совет консультантов»).

3. Беседа (с. 34).

– Можно ли утверждать, что автор – хороший психолог, то есть человек, который умеет анализировать переживания других людей? (Не важно, что в сказке речь идет не о людях, переживания персонажей вполне человеческие.)

– Кого вам больше жалко – старую Утку или Серую Шейку?

VI. Итог урока.

– Можно ли сказать, что автор – тонкий наблюдатель жизни природы? (Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлетом.)

Домашнее задание.

Подумать, какие смысловые части выделяются в этой главе (с. 31–34).