twitter ВКонтакте facebook

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Цели: продолжить работу над произведением; развивать умение ориентироваться в тексте; отрабатывать навыки выразительного чтения, умение делить текст на смысловые части.

Оборудование: портрет Д. Мамина-Сибиряка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие смысловые части вы выделили в тексте (с. 31–34)?

I часть – с начала и до слов «А как быстро летело время». Можно назвать эту часть, например, «Переживания старой Утки» или «Мать и дочь».

II часть – со слов «А как быстро летело время» до слов «А время летело, быстро летело». Можно назвать ее «Подготовка к отлету».

III часть – до конца второй главы сказки. Можно назвать ее словами из текста «Роковой день».

(Обсуждаются и рассматриваются все названия частей, которые придумают дети.)

III. Чтение и анализ текста (с. 34–37).

1. Чтение учащимися текста вслух по цепочке.

2. Словарно-лексическая работа.

Помощь консультанта Кота Ученого (с. 170, раздел «Совет консультантов»).

Сажень – старая мера длины, равная 2 м 13 см.

3. Беседа (с. 37).

1) Из чего состояла жизнь Серой Шейки после отлета стаи? Постарайтесь не упустить ни одно важное событие, ни одно впечатление и переживание. (Вопрос нацелен на внимательное перечитывание всей третьей главки сказки.)

2) Автор – в одном лице и сказочник, и поэт, тонко чувствующий реальную жизнь природы. Как автор, выступая в роли сказочника, передает нарастающий страх Серой Шейки? (Для писателя важен, прежде всего, мир переживаний своего героя. Он сочиняет диалоги между Лисой и Серой Шейкой.)

3) К какому приему прибегает автор как поэт, чтобы передать отчаяние Серой Шейки? (Это прием контраста:

а) «Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом». – «Неужели вся река замерзнет?» – думала Серая Шейка с ужасом»;

б) «Была тихая-тихая звездная ночь». – «Серая Шейка была в отчаянии».

в) «Наступила уже настоящая зима». – «Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для неё».)

4) Обратите внимание на то, как заканчиваются 1, 2, 3-я главки этой сказки. Как вы это можете объяснить? (Первая главка заканчивается словами Селезня, отца Серой Шейки, который говорит, что лучше было бы, если бы Лиса совсем съела Серую Шейку. Вторая главка – словами самой Серой Шейки, которая говорит то же самое. Третья главка – словами Зайца, который уверен, что Лиса съест несчастную Серую Шейку. Автор постоянно нагнетает ощущение опасности, угрозы жизни Серой Шейки.)

IV. Итог урока.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Домашнее задание.

Дочитать сказку «Серая Шейка» до конца (с. 34–40); в сказке 4 части, озаглавьте их.