Follow @Pyccstudy |
Цели:
формировать умения анализировать
прочитанный текст с целью выявления мотивов и причин поступков героев,
делить
текст на смысловые части; развивать навыки чтения, умение свободно
ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
Оборудование:
портрет Д. Мамина-Сибиряка.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
–
Вы дочитали
дома сказку Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» до
конца. В сказке 4
части. Посмотрим, какие названия
вы дали этим частям. (Главное, чтобы дети сумели коротко определить их
содержание, можно – в нескольких предложениях.)
III.
Анализ текста (с. 38–40 и с.
28–40).
1.
Беседа
по содержанию (с. 40–41).
1)
Была ли Лиса
единственной угрозой жизни Серой Шейки? (Серая Шейка может
погибнуть еще и
от холода и голода.)
2)
Вам
понравился Акинтич? (Он добродушный старик.)
3)
А как
относится к нему автор? Покажите, обращаясь к тексту. (Автору
Акинтич явно
очень симпатичен. Он все время ласково называет его
«старичок».)
4)
Лису в сказке
зовут Лисой, зайца – Зайцем, а утку – Серой Шейкой.
Изменится ли смысл
повествования, если имя «Серая Шейка» заменить на
«Утка»? Попробуйте сделать
это и посмотрите, что получится.
5)
Определите
жанр «Серой Шейки». Это произведение ближе к сказке
о животных или к рассказу о
природе? (В сказке о животных (народная сказка) нет пейзажных
описаний, нет
авторских переживаний, авторского
видения. Не может быть в рассказе о природе диалогов
животных.)
6)
Обратите
внимание на особенность повествования Д. Мамина-Сибиряка, он творит
сказку,
наблюдая печальные картины жизни природы.
7)
По каким
признакам можно судить о присутствии в тексте автора? Зачитайте нужные
строчки
текста. (Автор в тексте – это его отношение к
происходящему и к героям
произведения, его оценки и переживания.)
IV.
Итог урока.
–
Какие части
сказки (их 4) вам кажутся самыми драматичными, тревожными? Почему?
–
Чтение какой
части доставило самое большое удовольствие? Почему?
Домашнее
задание.
Творческое
задание: придумать и озаглавить ненаписанную пятую часть сказки.