twitter ВКонтакте facebook

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Цели: формировать умения анализировать прочитанный текст с целью выявления мотивов и причин поступков героев, делить текст на смысловые части; развивать навыки чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование: портрет Д. Мамина-Сибиряка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Вы дочитали дома сказку Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» до конца.  В сказке 4 части. Посмотрим, какие названия вы дали этим частям. (Главное, чтобы дети сумели коротко определить их содержание, можно – в нескольких предложениях.)

III. Анализ текста (с. 38–40 и с. 28–40).

1. Беседа по содержанию (с. 40–41).

1) Была ли Лиса единственной угрозой жизни Серой Шейки? (Серая Шейка может погибнуть еще и от холода и голода.)

2) Вам понравился Акинтич? (Он добродушный старик.)

3) А как относится к нему автор? Покажите, обращаясь к тексту. (Автору Акинтич явно очень симпатичен. Он все время ласково называет его «старичок».)

4) Лису в сказке зовут Лисой, зайца – Зайцем, а утку – Серой Шейкой. Изменится ли смысл повествования, если имя «Серая Шейка» заменить на «Утка»? Попробуйте сделать это и посмотрите, что получится.

5) Определите жанр «Серой Шейки». Это произведение ближе к сказке о животных или к рассказу о природе? (В сказке о животных (народная сказка) нет пейзажных описаний, нет авторских переживаний, авторского  видения. Не может быть в рассказе о природе диалогов животных.)

6) Обратите внимание на особенность повествования Д. Мамина-Сибиряка, он творит сказку, наблюдая печальные картины жизни природы.

7) По каким признакам можно судить о присутствии в тексте автора? Зачитайте нужные строчки текста. (Автор в тексте – это его отношение к происходящему и к героям произведения, его оценки и переживания.)

IV. Итог урока.

– Какие части сказки (их 4) вам кажутся самыми драматичными, тревожными? Почему?

– Чтение  какой  части доставило самое большое удовольствие? Почему?

Домашнее задание.

Творческое задание: придумать и озаглавить ненаписанную пятую часть сказки.