twitter ВКонтакте facebook

И. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»

Цели: продолжать формировать умение сопоставлять и сравнивать картины и стихи, подбирать цитаты и образные выражения для описания картины; развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства и умение связно выражать свои впечатления; воспитывать интерес к литературному творчеству.

Оборудование: портрет И. Бунина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети рассказывают придуманную ими ненаписанную пятую часть сказки «Серая Шейка», предлагают ее название.

III. Подготовка к восприятию.

– А то произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта, написавшего их. Откройте учебники на странице 42.

IV. Работа с «Картинной галереей».

1. Чтение обращения автора учебника (с. 41).

2. Консультация автора учебника (с. 174 в разделе «Совет консультантов»).

3. Работа с картиной А. Дюрера «Заяц» (зал 8).

– Рассмотрите внимательно зайца.

– Что подметил художник, какие особенности его внешнего вида, повадок, состояния?

– Художник писал этого зайца зимой или летом?

– Как вам кажется, заяц сидит спокойно, расслабленно или он напряжен, боится чего-то? По каким признакам можно это определить? (По тому, как сложены передние лапки, как раздвинуты уши и одно чуть-чуть наклонено в сторону, можно судить о том, что заяц находится в состоянии напряжения, что ему неуютно.)

– Художник изображает зайца на нейтральном фоне (то есть не в комнате, не на травке, а на «пустом» месте). Как вам кажется, в какой обстановке зайцу будет уютнее всего, где он будет чувствовать себя спокойно, «как дома»? (Конечно же, в траве.)

4. Работа с картиной А. Дюрера «Травы» (зал 8).

– Рассмотрите внимательно травы на рисунке Дюрера.

– Какие растения вы можете опознать? (Одуванчики, уже облетевшие, с ярко-желтыми стебельками и вырезными листочками; мятлик луговой, мелкие цветочки которого прячутся в колосках, составляющих развесистую метелку; мясистые листья подорожника, освещенные солнцем; порей, узкие, тончайшие и длинные листочки которого напоминают лук.)

– А вы можете почувствовать особенности воздуха? Близость воды?

– А где, в каком месте находится сейчас солнышко?

– Как это отражается на окраске растений?

– Это раннее утро, день или начинающиеся сумерки?

– Любит ли художник мир природы, если судить по двум его рисункам?

Информация для учителя

Можно вспомнить сказку В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» или главу из сказочной повести Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Если вам удастся на какое-то время почувствовать себя крошечным муравьишкой или Кариком и Валей, – тогда маленький уголок природы на рисунке Дюрера покажется вам целым миром. Тогда это разнотравье превратиться в непроходимые джунгли…

V. Чтение и анализ стихотворения И. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» (с. 42).

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

2. Словарно-лексическая работа.

Помощь консультанта Кота Ученого (с. 170, раздел «Совет консультантов»).

– Что значит «собачий гон»? (Гнать – охотиться, загонять.)

3. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

4. Беседа (с. 42).

1) Придумайте название этому стихотворению.

(Названия учитель записывает на доске. Необходимо научить чувствовать разницу между темой и идеей произведения.)

2) Как вы думаете, почему сам поэт не дал никакого названия своему стихотворению? (Оно может лишить читателя возможности самому постепенно проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

3) Как в каждой строфе меняется расстояние между лирическим героем и тем, на что он смотрит? (Расстояние увеличивается.)

4) Как меняется эмоциональный тон стихотворения от строфы к строфе?

5) Где и почему происходит перелом настроения? Укажите точно строчку. («И вдруг – прыжок!» – смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)

6) В какой строфе, с вашей точки зрения, содержится сюжет для живописной картины?

(Обратить внимание детей на особый дар И. Бунина – «живописать» то, что он видит.)

7) Какую картину вы представляете?

8) Каким основным поэтическим приемом пользуется поэт? Если вам трудно ответить на данный вопрос, то обратитесь к консультанту Кентавру Хирону (с. 169, раздел «Совет консультантов»).

VII. Итог урока.

– Что особенно заинтересовало каждого из вас на уроке?

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения И. Бунина (с. 42).