twitter ВКонтакте facebook

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утЁнка?»

Цели: продолжать формирование навыков выразительного чтения; развивать умения воспринимать красоту поэтического слова, вдумываться в значение слова; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: портрет Саши Чёрного.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение учащимися стихотворения И. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает  стихотворение:

             Кто?

    Ну-ка, дети!

    Кто храбрее всех на свете?

    Так и знал – в ответ все хором нараспев:

    Лев!

    Лев? Ха-ха… Легко быть храбрым,

    Если лапы шире швабры.

    Нет, ни лев, ни слон…

    Храбрее всех, малыш, –

    Мышь!

    Сам вчера я видел чудо,

    Как мышонок влез на блюдо

    И у носа спящей кошки

    Не спеша поел все крошки.

    Что!

– Интересное стихотворение?

– Никто не догадался, кто автор этого стихотворения? (Саша Чёрный.)

– Сегодня мы будем читать стихотворение Саши Чёрного. Может быть,  кто-то знаком с этим поэтом? Расскажите.

Слово учителя.

– Настоящее имя Саши Чёрного – Александр Михайлович Гликберг. С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Чёрный. Поэт уехал из России и много путешествовал по Европе. Умер он в глухом рыбацком поселке на берегу Средиземного моря в 1932 году.

В 1911 году появились его первые произведения для детей. Поэт очень любил детей, но своих детей у него не было. Он очень много сделал для детей, живших в эмиграции, за пределами России. Саша Чёрный выступал на детских утренниках, устраивал детей в приюты.

IV. Чтение и анализ стихотворения (с. 43).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Откройте учебники на странице 43 и прочитайте самостоятельно стихотворение.

2. Выразительное чтение стихотворения учащимися вслух (2–3 учениками).

– С какой целью написал это стихотворение Саша Чёрный? (Предупредить нас о том, какой хрупкий утёнок, как надо бережно с ним обращаться, ведь никому не хочется попасть самому в такую же ситуацию.)

3. Словарно-лексическая работа.

– Объясните значение слов:

притиснешь – прижмешь;

в свой черед – в свою очередь, когда придет время;

капyт – конец, гибель.

4. Беседа (с. 43).

1) Герой этого стихотворения действительно не малыш, а «большой»? Подтвердите свое мнение строчками из текста.

2) На сколько строф можно разделить это стихотворение?

Информация для учителя

В учебнике (с. 43) между строфами специально чуть-чуть увеличено межстрочное расстояние, чтобы учащиеся увидели, что строф – четыре.

3) Какие две темы обсуждаются в стихотворении? Как эти две темы распределяются по строфам?

Поставьте цифры (первая тема – цифра 1, вторая тема – цифра 2) карандашом справа возле каждой строфы. (Первая тема: 1-я и 4-я строфы – взаимоотношения мальчика и утенка. Вторая тема: 2-я и 3-я строфы – взаимоотношения бегемота и мальчика.)

4) Вам уже встречалось стихотворение, в котором автор в конце возвращается к той теме, которая звучала в начале? (Роберт Бёрнс «В горах мое сердце».)

V. Итог урока.

– Чему научило нас это стихотворение?

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения (с. 43).