Follow @Pyccstudy |
Цели:
проанализировать, какими средствами
удалось художнику создать контраст волшебного и земного мира; развивать
умения
писать сочинения по картинам.
Оборудование:
детские рисунки к сказке «Морской царь и
Василиса Премудрая», условный
знак «Поход в музей», сказка
«Иван-царевич и Серый Волк», портрет В. М.
Васнецова.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Выставка
рисунков.
Разбор
эпизодов,
изображенных на иллюстрациях.
–
Скажите, можно по иллюстрациям определить, что это народная сказка?
Объясните
ответ. (Высказывания детей.)
–
Какие мысли, чувства, надежды народа выражены в этой сказке?
II.
Введение в тему.
Учитель.
Предлагаю вам отправиться в путь-дорожку: белый свет повидать, на людей
посмотреть, себя показать.
Дорожка
нам предстоит дальняя. Чтобы ее скоротать, послушайте отрывок из сказки.
Чтение
учителем отрывка из сказки «Иван-царевич и Серый
Волк».
«Жил-был
царь
Берендей, у него было три сына; младшего звали Иваном.
И
был у царя сад великолепный; росла в том саду яблонька с золотыми
яблоками.
Стал
кто-то
царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой
сад.
Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитчика.
Царь
перестал и
пить и есть, затосковал.
Сыновья
отца
утешают:
–
Дорогой наш
батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.
Старший
сын
говорит:
–
Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитчика.
Отправился
старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на
мягкую
траву и уснул.
Утром
царь его
спрашивает:
–
Ну-ка, не
обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитчика?
–
Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не
видал.
На
другой день пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а
наутро
сказал, что не видал похитчика.
Наступило
время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад
и даже
присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой
умоется, сон
и прочь с глаз.
Половина
ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад
осветило.
Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.
Иван-царевич
тихонько подполз к яблоне, поймал птицу за хвост. Жар-птица
встрепенулась и
улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.
Наутро
приходит Иван-царевич к отцу.
–
Ну
что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитчика?
–
Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет.
Вот от
похитчика память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица.
Царь
взял это перо и с той поры стал пить и есть, и печали не знать. Вот в
одно
прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице.
Позвал
он
сыновей и говорит им:
–
Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу
свету, места
познавали, не напали бы где на Жар-птицу.
Дети
отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу;
старший –
в одну сторону, средний – в другую, а Иван-царевич
– в третью сторону.
Ехал
Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал
Иван-царевич, слез
с коня, спутал его, а сам свалился спать.
Много
ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит –
коня нет. Пошел
его искать, ходил, ходил и нашел своего коня – одни кости
обглоданные.
Запечалился
Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль? «Ну что же,
– думает, – взялся –
делать нечего».
И
пошел пеший.
Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился,
сидит. Откуда
ни возьмись, бежит к нему Серый Волк:
–
Что, Иван-царевич, пригорюнился, голову
повесил?
–
Как же мне не
печалиться, Серый Волк? Остался я без доброго коня.
–
Это я, Иван-царевич, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи,
зачем вдаль
поехал, куда путь держишь!
–
Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.
–
Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я
один
знаю, где она живет. Так и быть – коня твоего съел, буду тебе
служить
верой-правдой».
Вопросы:
–
Из
какой сказки этот отрывок? («Иван-царевич и Серый
Волк».)
–
Кто читал эту сказку? Расскажите, какие испытания преодолел
Иван-царевич?
–
Кто помогал Ивану-царевичу? (Серый Волк.)
–
Как вы его себе представляете?
(Свободные
высказывания детей.)
III.
Объявление темы и постановка целей
урока.
На
доске: условный знак, обозначающий поход в музей или на выставку.
–
Что обозначает этот знак? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
–
Рассмотрите картину. Поделитесь впечатлениями.
–
Какие чувства вызывает эта картина?
–
Сегодня мы должны разобраться, удалось ли Васнецову передать атмосферу
волшебной
сказки и какими средствами создан контраст своего и чужого мира.
Результатом
нашей работы будет сочинение.
IV.
Изучение нового материала.
1.
Сведения о художнике.
Родился
Виктор
Михайлович Васнецов в 1848 году в одном из
заброшенных сел Вятской губернии.
Сказка, песня, былина и красочное народное искусство были самыми яркими
впечатлениями детства. Талант будущего художника раскрылся рано. Первые
его
рисунки – 75 рисунков-иллюстраций к русским пословицам.
Учился
Васнецов в Петербургской академии художеств. На своих холстах он
изображал
сцены из народной жизни и сказочно-былинные сюжеты, передавал дух
русских
сказок.
Наиболее
известны картины художника: «Богатыри»,
«После побоища Игоря Святославича с
половцами», «Ковер-самолет»,
«Аленушка», «Витязь на
распутье» и другие.
2.
Работа по картине.
–
Какой момент сказки изображен художником?
–
Кто находится на переднем плане? (На первом плане –
чудесно расцветшее
яблоневое дерево – символ всепобеждающей любви, способной
творить чудеса, знак
счастливого конца сказки.)
–
Какими художник изобразил Ивана-царевича и Елену Прекрасную? (Образы
героев
картины в ярких нарядных парчовых и златотканых одеждах: женственный,
трогательно нежный и печальный – Елены Прекрасной и твердый
мужественный образ
юного «добролюбящего» царевича с тонкими чертами
лица. Он умеет достичь
заветной цели, преодолевая хитрые и сложные трудности, а потом сберечь
добытое.)
–
Каким художник изобразил волка? (Устремленный взгляд вперед,
быстро мчится,
от быстрого движения высунут язык.)
–
Расскажите о действующих лицах картины. (Иван-царевич
– герой –
представитель «своего» мира, Серый Волк –
волшебный помощник, Елена Прекрасная
– дочь царя Далмата, ее светлые одежды говорят, что ей будет
хорошо в нашем
мире, хотя она представительница «чужого» мира.)
–
Где происходят события, изображенные на картине? (Темная
лесная чаща,
толстые корявые стволы деревьев с кривыми переплетенными сучьями.)
–
Обратите внимание на тревожное выражение лица Ивана-царевича. Чего он
боится? (Иван-царевич
находится в чужом мире, дремучий лес таит в себе неизвестное в реальном
мире.)
–
Где в сказке проходит граница, разделяющая обыкновенный и чудесный мир?
(Ответы
детей. В своих сказочных картинах художник между
тем был далек от
формального заимствования сюжета русских былин и сказок.)
Контраст
волшебного и земного мира – это особенность волшебной сказки.
Художник также
создает такой контраст, используя темные (темно-зеленые, коричневые,
серые)
краски для создания впечатления волшебного мира и светлые (розовые,
голубые,
золотистые) для изображения героев и цветущего деревца.)
Вывод:
на картине объемное изображение,
выделены главные герои, изображение реалистичное, колорит картины
подчеркивает,
что действие происходит в «чужом» мире, а герои
картины (кроме Серого Волка) –
представители «своего».
Физкультминутка
3.
Работа над сочинением.
Учитель.
Сейчас вам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно.
Только
художники могут увидеть удивительное в обыкновенном, а писатели
– ярко описать
увиденное.
Посмотрите
на картину В. Васнецова «Иван-царевич на Сером
Волке». Удалось ли художнику
передать атмосферу волшебной сказки? (Таинственная атмосфера
волшебного леса
уводит нас в мир сказки, и хочется читать стихи А. Пушкина «У
лукоморья...».)
4.
Составление плана сочинения.
1.
Художник В. Васнецов и его картина.
2.
Что изображено на картине?
3.
Кто на переднем плане?
4.
Значение цветущего деревца.
5.
Впечатление от картины.
5.
Написание сочинений (самостоятельная
работа).
V.
Итог урока.
–
Поделитесь впечатлениями от урока. (Трудно быть художником и
писателем
одновременно, но этому надо учиться.)