twitter ВКонтакте facebook

«КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ». В. М. ВАСНЕЦОВ «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ». сочинение повествовательного характера с элементами описания

Цели: проанализировать, какими средствами удалось художнику создать контраст волшебного и земного мира; развивать умения писать сочинения по картинам.

Оборудование: детские рисунки к сказке «Морской царь и Василиса Премудрая», условный знак «Поход в музей», сказка «Иван-царевич и Серый Волк», портрет В. М. Васнецова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Выставка рисунков.

Разбор эпизодов, изображенных на иллюстрациях.

– Скажите, можно по иллюстрациям определить, что это народная сказка? Объясните ответ. (Высказывания детей.)

– Какие мысли, чувства, надежды народа выражены в этой сказке?

II. Введение в тему.

Учитель. Предлагаю вам отправиться в путь-дорожку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

Дорожка нам предстоит дальняя. Чтобы ее скоротать, послушайте отрывок из сказки.

Чтение учителем отрывка из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына; младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблонька с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитчика.

Царь перестал и пить и есть, затосковал.

Сыновья отца утешают:

– Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.

Старший сын говорит:

– Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитчика.

Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.

Утром царь его спрашивает:

– Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитчика?

– Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.

На другой день пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитчика.

Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой умоется, сон и прочь с глаз.

Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.

Иван-царевич тихонько подполз к яблоне, поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.

Наутро приходит Иван-царевич к отцу.

– Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитчика?

– Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитчика память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица.

Царь взял это перо и с той поры стал пить и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице.

Позвал он сыновей и говорит им:

– Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу.

Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу; старший – в одну сторону, средний – в другую, а Иван-царевич – в третью сторону.

Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.

Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит – коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня – одни кости обглоданные.

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль? «Ну что же, – думает, – взялся – делать нечего».

И пошел пеший. Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит. Откуда ни возьмись, бежит к нему Серый Волк:

– Что, Иван-царевич, пригорюнился, голову повесил?

– Как же мне не печалиться, Серый Волк? Остался я без доброго коня.

– Это я, Иван-царевич, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи, зачем вдаль поехал, куда путь держишь!

– Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.

– Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть – коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой».

Вопросы:

– Из какой сказки этот отрывок? («Иван-царевич и Серый Волк».)

– Кто читал эту сказку? Расскажите, какие испытания преодолел Иван-царевич?

– Кто помогал Ивану-царевичу? (Серый Волк.)

– Как вы его себе представляете?

(Свободные высказывания детей.)

III. Объявление темы и постановка целей урока.

На доске: условный знак, обозначающий поход в музей или на выставку.

– Что обозначает этот знак? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

– Рассмотрите картину. Поделитесь впечатлениями.

– Какие чувства вызывает эта картина?

– Сегодня мы должны разобраться, удалось ли Васнецову передать атмосферу волшебной сказки и какими средствами создан контраст своего и чужого мира.

Результатом нашей работы будет сочинение.

IV. Изучение нового материала.

1. Сведения о художнике.

Родился Виктор Михайлович Васнецов в 1848 году в одном из заброшенных сел Вятской губернии. Сказка, песня, былина и красочное народное искусство были самыми яркими впечатлениями детства. Талант будущего художника раскрылся рано. Первые его рисунки – 75 рисунков-иллюстраций к русским пословицам.

Учился Васнецов в Петербургской академии художеств. На своих холстах он изображал сцены из народной жизни и сказочно-былинные сюжеты, передавал дух русских сказок.

Наиболее известны картины художника: «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Ковер-самолет», «Аленушка», «Витязь на распутье» и другие.

2. Работа по картине.

– Какой момент сказки изображен художником?

– Кто находится на переднем плане? (На первом плане – чудесно расцветшее яблоневое дерево – символ всепобеждающей любви, способной творить чудеса, знак счастливого конца сказки.)

– Какими художник изобразил Ивана-царевича и Елену Прекрасную? (Образы героев картины в ярких нарядных парчовых и златотканых одеждах: женственный, трогательно нежный и печальный – Елены Прекрасной и твердый мужественный образ юного «добролюбящего» царевича с тонкими чертами лица. Он умеет достичь заветной цели, преодолевая хитрые и сложные трудности, а потом сберечь добытое.)

– Каким художник изобразил волка? (Устремленный взгляд вперед, быстро мчится, от быстрого движения высунут язык.)

– Расскажите о действующих лицах картины. (Иван-царевич – герой – представитель «своего» мира, Серый Волк – волшебный помощник, Елена Прекрасная – дочь царя Далмата, ее светлые одежды говорят, что ей будет хорошо в нашем мире, хотя она представительница «чужого» мира.)

– Где происходят события, изображенные на картине? (Темная лесная чаща, толстые корявые стволы деревьев с кривыми переплетенными сучьями.)

– Обратите внимание на тревожное выражение лица Ивана-царевича. Чего он боится? (Иван-царевич находится в чужом мире, дремучий лес таит в себе неизвестное в реальном мире.)

– Где в сказке проходит граница, разделяющая обыкновенный и чудесный мир? (Ответы детей. В своих сказочных картинах художник между тем был далек от формального заимствования сюжета русских былин и сказок.)

Контраст волшебного и земного мира – это особенность волшебной сказки. Художник также создает такой контраст, используя темные (темно-зеленые, коричневые, серые) краски для создания впечатления волшебного мира и светлые (розовые, голубые, золотистые) для изображения героев и цветущего деревца.)

Вывод: на картине объемное изображение, выделены главные герои, изображение реалистичное, колорит картины подчеркивает, что действие происходит в «чужом» мире, а герои картины (кроме Серого Волка) – представители «своего».

Физкультминутка

3. Работа над сочинением.

Учитель. Сейчас вам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Только художники могут увидеть удивительное в обыкновенном, а писатели – ярко описать увиденное.

Посмотрите на картину В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Удалось ли художнику передать атмосферу волшебной сказки? (Таинственная атмосфера волшебного леса уводит нас в мир сказки, и хочется читать стихи А. Пушкина «У лукоморья...».)

4. Составление плана сочинения.

1. Художник В. Васнецов и его картина.

2. Что изображено на картине?

3. Кто на переднем плане?

4. Значение цветущего деревца.

5. Впечатление от картины.

5. Написание сочинений (самостоятельная работа).

V. Итог урока.

– Поделитесь впечатлениями от урока. (Трудно быть художником и писателем одновременно, но этому надо учиться.)