twitter ВКонтакте facebook

А. С. Пушкин «Няне»

Цели: вспомнить биографические сведения о Пушкине; развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи; формировать умение понимать настроение лирического героя; воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение учащимися стихотворения Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка?».

III. Подготовка к восприятию.

1. Беседа.

1) Догадайтесь, о творчестве какого поэта мы сегодня будем говорить? Расшифруйте (добавив гласные) и прочитайте название его произведения, которое вы читали во втором классе:

СКЗК  РБК  РБК

Верно, это «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

2) Какие сказки Пушкина вы знаете?

3) Какие стихи А. С. Пушкина вы помните наизусть? Прочитайте.

4) Что вы помните о жизни и творчестве А. С. Пушкина?

2. Слово учителя.

– Родился Александр Сергеевич Пушкин очень давно (1799–1837 гг.). Однако его любят и читают до сих пор. Знаете ли вы, что Пушкин в 8 лет уже сочинял стихи?  А кто-то из вас тоже пробовал писать стихотворения? Тогда, может быть, и вы станете прекрасными поэтами. Но даже если не пишете и не станете поэтами, любите стихи, они окрыляют  и возвышают душу человека. А сегодня мы познакомимся с одним из самых задушевных стихотворений А. С. Пушкина.

  С августа 1824 года по сентябрь 1826 года поэт жил в ссылке (не имел права жить в Петербурге, Москве) в псковском имении своих родителей – селе Михайловском, где жила и его няня.

Стихотворение «Няне», которое мы сегодня будем изучать, написано в конце 1826 года. В последний раз поэт видел свою няню – Арину Родионовну – через год после ссылки. Еще через год  она умерла.

– Откройте учебники на странице 44.

IV. Чтение и анализ стихотворения «Няне» (с. 44).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Чьи чувства переданы в этом стихотворении?

2. Словарно-лексическая работа.

Помогает учащимся консультант Кот Ученый (с. 170, раздел «Совет консультантов»).

3. Беседа (с. 44).

1) Какие чувства питает герой стихотворения к няне? (Лирический герой относится к няне с нежностью, благодарностью, сочувствием и жалостью.)

2) Прочтите только те строчки, из которых видно, что герой не просто не забыл няню, но хорошо представляет себе ее.

3) Он уверен, что она помнит его, думает о нем? (Лирический герой не сомневается в этом.)

4) Можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни?

5) Как он называет ее и почему именно так?

(«Подруга дней моих суровых» – это благодарность лирического героя; няня очень любила своего воспитанника и  всегда была на его стороне,  душевно всегда была вместе с ним, как мама, жалела его, за что он  был ей очень признателен.

«Голубка дряхлая моя» – это острое чувство жалости, с которым лирический герой наблюдает старение любимого человека, это нежность, которую он питает к старушке.)

V. Итог урока.

Известный критик Г. Белинский так писал о поэзии Пушкина: «Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного,  ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в ее естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля».

Домашнее задание.

Выучить стихотворение А. С. Пушкина «Няне» наизусть (с. 44).