Follow @Pyccstudy |
Цели:
вспомнить биографические сведения о
Пушкине; развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления
слов в
поэтической речи; формировать умение понимать настроение лирического
героя;
воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование:
портрет А. С. Пушкина.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение учащимися стихотворения Саши Чёрного «Что ты тискаешь
утёнка?».
III.
Подготовка к восприятию.
1.
Беседа.
1)
Догадайтесь,
о творчестве какого поэта мы сегодня будем говорить? Расшифруйте
(добавив
гласные) и прочитайте название его произведения, которое вы читали во
втором
классе:
СКЗК
РБК РБК
Верно,
это
«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
2)
Какие сказки
Пушкина вы знаете?
3)
Какие стихи
А. С. Пушкина вы помните наизусть? Прочитайте.
4)
Что вы
помните о жизни и творчестве А. С. Пушкина?
2.
Слово учителя.
–
Родился
Александр Сергеевич Пушкин очень давно (1799–1837 гг.).
Однако его любят и
читают до сих пор. Знаете ли вы, что Пушкин в 8 лет уже сочинял стихи? А кто-то из вас тоже
пробовал писать
стихотворения? Тогда, может быть, и вы станете прекрасными поэтами. Но
даже
если не пишете и не станете поэтами, любите стихи, они окрыляют и возвышают душу человека.
А сегодня мы
познакомимся с одним из самых задушевных стихотворений А. С. Пушкина.
С августа 1824 года по
сентябрь 1826 года
поэт жил в ссылке (не имел права жить в Петербурге, Москве) в псковском
имении
своих родителей – селе Михайловском, где жила и его няня.
Стихотворение
«Няне», которое мы сегодня будем изучать, написано
в конце 1826 года. В
последний раз поэт видел свою няню – Арину Родионовну
– через год после ссылки.
Еще через год она
умерла.
–
Откройте
учебники на странице 44.
IV.
Чтение и анализ стихотворения
«Няне» (с. 44).
1.
Самостоятельное
чтение стихотворения
учащимися.
–
Чьи чувства
переданы в этом стихотворении?
2.
Словарно-лексическая
работа.
Помогает
учащимся консультант Кот Ученый (с. 170, раздел «Совет
консультантов»).
3.
Беседа
(с. 44).
1)
Какие чувства
питает герой стихотворения к няне? (Лирический герой
относится к няне с
нежностью, благодарностью, сочувствием и жалостью.)
2)
Прочтите
только те строчки, из которых видно, что герой не просто не забыл няню,
но
хорошо представляет себе ее.
3)
Он уверен,
что она помнит его, думает о нем? (Лирический герой не
сомневается в этом.)
4)
Можно ли
прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни?
5)
Как он
называет ее и почему именно так?
(«Подруга
дней моих суровых» – это благодарность лирического
героя; няня очень любила
своего воспитанника и всегда
была на его
стороне, душевно
всегда была вместе с
ним, как мама, жалела его, за что он
был
ей очень признателен.
«Голубка
дряхлая моя» – это острое чувство жалости, с
которым лирический герой наблюдает
старение любимого человека, это нежность, которую он питает к
старушке.)
V.
Итог урока.
Известный
критик
Г. Белинский так писал о поэзии Пушкина: «Поэзия его чужда
всего
фантастического, мечтательного, ложного,
призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью;
она не
кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в ее естественной,
истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута
земля».
Домашнее
задание.
Выучить
стихотворение А. С. Пушкина «Няне» наизусть (с.
44).