twitter ВКонтакте facebook

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Цели: добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение выразительно читать, составлять связное высказывание.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение учащимися стихотворения А. С. Пушкина «Няне» наизусть.

III. Подготовка к восприятию.

1. Викторина «Знаешь ли ты сказки Пушкина?».

1) Лесной зверек, живший в хрустальном дворце. (Белка.)

2) Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ. (Петушок.)

3) Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»? (Простофиля.)

4) С какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

           (Свет мой, зеркальце! Скажи

           Да всю правду доложи:

           Я ль на свете всех милее,

           Всех румяней и белее?)

5) В кого превращала царевна Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал «царство славного царя Салтана»? (В комара, муху, шмеля.)

6) Из какой сказки эти слова?

           Буду служить тебе славно,

           Усердно и очень исправно,

           В год за три щелчка тебе по лбу.

           Есть же мне давай вареную полбу.

(Из «Сказки о попе и о работнике его Балде».)

2. Слово учителя.

На доске записаны строки (учитель их зачитывает):

      И пробуждается поэзия во мне…

      И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

      Минута – и стихи свободно потекут.

– Откройте учебники на странице 45, прочитайте название стихотворения.

– Знаете ли вы, что это стихотворение А. С. Пушкин писал в ссылке, в Михайловском, где находился два года, не имея права никуда выезжать? (1824–1826 гг.).

IV. Чтение и анализ стихотворения «Зимний вечер» (с. 45–46).

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Как вы считаете, какое настроение преобладает в этом стихотворении? Спокоен ли лирический герой, чувствует ли себя защищенным?

2. Словарно-лексическая работа.

Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной 

                    палочки с заостренным концом.

Кроет – покрывает.

Лачужка – небольшая, старенькая избушка.

Обветшалая кровля – старая, разрушающаяся крыша.

3. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

4. Беседа (с. 46).

1) Какое настроение создает описание состояния природы и погоды в начале стихотворения? (Создается образ бушующей вьюги, бури. Эта буря окружает маленькую избушку, создается ощущение заброшенности, затерянности, настроение одиночества и тревоги.)

2) Передается ли это настроение обитателям избушки? (Конечно, передается.)

3) Как лирический герой пытается изменить ситуацию?  (Он пытается покончить с этим тягостным молчанием, оцепенением, дремотой, чувством заброшенности и одиночества, с настроением печали. Сначала он предлагает няне выпить для того, чтобы «сердцу было веселей», потом – спеть песню, которую, наверное, помнит с детства.)

4) Можно ли сказать, что он хорошо помнит свое общение с няней в детстве? Что он благодарен ей?

5) Чем вы можете объяснить тот факт, что оба стихотворения А. Пушкина помещены в главу, которая называется «Мир нуждается в нашей защите»? (В нашей защите нуждается не только мир природы, но и мир человека, то есть мир наших отношений и чувств.)

5. Работа с «Картинной галереей».

– Посмотрите на картину современного художника Виктора Попкова «Моя бабушка и ее ковер» (зал 8). (Этим названием художник подчеркивает личный, интимный характер картины.)

– Как вы думаете, старушка позировала художнику, когда он ее писал? (Конечно. Старушка смотрит прямо на зрителя, то есть художника.)

– Почему бабушка художника изображена не в центре картины, а чуть с краю? На какую черту ее характера, таким образом, намекает автор картины? (На скромность – бабушка стесняется оказаться в центре событий, привлечь к себе внимание.)

– Как одета старушка? Это нарядная или будничная одежда? (Бабушка одета очень опрятно и аккуратно. На ней белый платок и темно-синее платье, что делает ее нарядной.)

– В какой позе сидит старушка, что выражает эта поза? (Она устало сложила натруженные руки на коленях.)

– Из чего сделан ковер, на фоне которого сидит бабушка? (Из тряпичных лоскутков.)

– Вы видели когда-нибудь такой ковер или одеяло, сшитое по такому же принципу?

– Как вы думаете, этот ковер бабушка сшила своими руками?

– А много понадобилось времени, чтобы его сшить?

– Можно ли назвать этот ковер нарядным?

– Напоминает ли этот ковер бабушкину жизнь? (Жизнь похожа на этот лоскутный ковер – счастье и горе.)

– Лоскутки какого цвета непосредственно окружают старушку? (Алого и розового.)

– Какой характер это придает портрету бабушки художника? (Парадный, торжественно-драматический.)

– Какими же чувствами захотел поделиться с нами художник? (Чувством любви и привязанности к своей бабушке, уважения к ней, к ее нелегкой жизни, уважения к ее характеру – она скромная труженица, которая умеет творить добро и праздник, несмотря на все жизненные тяготы.)

V. Итог урока.

– Какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатление?

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкина (с. 45–46); подготовить читательские дневники к проверке.