Follow @Pyccstudy |
Цели:
добиваться
понимания смысла
стихотворения и настроения лирического героя; обогащать словарный запас
учащихся; развивать умение выразительно читать, составлять связное
высказывание.
Оборудование:
портрет А. С. Пушкина.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Чтение
учащимися стихотворения
А. С. Пушкина «Няне»
наизусть.
III.
Подготовка к восприятию.
1.
Викторина
«Знаешь ли ты сказки Пушкина?».
1)
Лесной
зверек, живший в хрустальном дворце. (Белка.)
2)
Птица,
которая была посажена на спицу для охраны границ. (Петушок.)
3)
Как старуха
называла старика в сказке «Золотая рыбка»? (Простофиля.)
4)
С какими
словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
(Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех
румяней и белее?)
5)
В кого
превращала царевна Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал
«царство
славного царя Салтана»? (В комара, муху, шмеля.)
6)
Из какой
сказки эти слова?
Буду
служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу.
Есть
же мне давай вареную полбу.
(Из
«Сказки о попе и о работнике его Балде».)
2.
Слово учителя.
На
доске записаны строки (учитель их зачитывает):
И
пробуждается поэзия во мне…
И
пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута
– и стихи свободно потекут.
–
Откройте
учебники на странице 45, прочитайте название стихотворения.
–
Знаете ли вы,
что это стихотворение А. С. Пушкин писал в ссылке, в Михайловском, где
находился два года, не имея права никуда выезжать? (1824–1826
гг.).
IV.
Чтение и анализ стихотворения
«Зимний вечер» (с. 45–46).
1.
Выразительное чтение
стихотворения
учителем.
–
Как вы
считаете, какое настроение преобладает в этом стихотворении? Спокоен ли
лирический герой, чувствует ли себя защищенным?
2.
Словарно-лексическая
работа.
Веретено
– ручное прядильное орудие в виде
деревянной
палочки с заостренным
концом.
Кроет
– покрывает.
Лачужка
– небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая
кровля
– старая, разрушающаяся крыша.
3.
Самостоятельное
чтение стихотворения
учащимися.
4.
Беседа
(с. 46).
1)
Какое
настроение создает описание состояния природы и погоды в начале
стихотворения? (Создается
образ бушующей вьюги, бури. Эта буря окружает маленькую избушку,
создается
ощущение заброшенности, затерянности, настроение одиночества и
тревоги.)
2)
Передается ли
это настроение обитателям избушки? (Конечно, передается.)
3)
Как
лирический герой пытается изменить ситуацию?
(Он пытается покончить с этим тягостным
молчанием, оцепенением,
дремотой, чувством заброшенности и одиночества, с настроением печали.
Сначала
он предлагает няне выпить для того, чтобы «сердцу было
веселей», потом – спеть
песню, которую, наверное, помнит с детства.)
4)
Можно ли
сказать, что он хорошо помнит свое общение с няней в детстве? Что он
благодарен
ей?
5)
Чем вы можете
объяснить тот факт, что оба стихотворения А. Пушкина помещены в главу,
которая
называется «Мир нуждается в нашей защите»? (В
нашей защите нуждается не
только мир природы, но и мир человека, то есть мир наших отношений и
чувств.)
5.
Работа
с «Картинной галереей».
–
Посмотрите на
картину современного художника Виктора Попкова «Моя бабушка и
ее ковер» (зал
8). (Этим названием художник подчеркивает личный, интимный
характер картины.)
–
Как вы
думаете, старушка позировала художнику, когда он ее писал? (Конечно.
Старушка смотрит прямо на зрителя, то есть художника.)
–
Почему бабушка
художника изображена не в центре картины, а чуть с краю? На какую черту
ее
характера, таким образом, намекает автор картины? (На
скромность – бабушка
стесняется оказаться в центре событий, привлечь к себе внимание.)
–
Как одета
старушка? Это нарядная или будничная одежда? (Бабушка одета
очень опрятно и
аккуратно. На ней белый платок и темно-синее платье, что делает ее
нарядной.)
–
В какой позе
сидит старушка, что выражает эта поза? (Она устало сложила
натруженные руки
на коленях.)
–
Из чего сделан
ковер, на фоне которого сидит бабушка? (Из тряпичных
лоскутков.)
–
Вы видели
когда-нибудь такой ковер или одеяло, сшитое по такому же принципу?
–
Как вы
думаете, этот ковер бабушка сшила своими руками?
–
А много
понадобилось времени, чтобы его сшить?
–
Можно ли
назвать этот ковер нарядным?
–
Напоминает ли
этот ковер бабушкину жизнь? (Жизнь похожа на этот лоскутный
ковер – счастье
и горе.)
–
Лоскутки
какого цвета непосредственно окружают старушку? (Алого и
розового.)
–
Какой характер
это придает портрету бабушки художника? (Парадный,
торжественно-драматический.)
–
Какими же
чувствами захотел поделиться с нами художник? (Чувством любви
и
привязанности к своей бабушке, уважения к ней, к ее нелегкой жизни,
уважения к
ее характеру – она скромная труженица, которая умеет творить
добро и праздник,
несмотря на все жизненные тяготы.)
V.
Итог урока.
–
Какая работа
на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатление?
Домашнее
задание.
Выучить
наизусть
стихотворение «Зимний вечер»
А. С. Пушкина (с. 45–46); подготовить
читательские дневники к проверке.