twitter ВКонтакте facebook

«Лаборатория искусств». К. Бальмонт «Как я пишу стихи»

Цели: раскрыть внутренний мир автора в стихотворении, особенности поэтического взгляда на мир; развивать связную речь.

Оборудование: портрет К. Бальмонта.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся сдают учителю на проверку читательские дневники.

2. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».

III. Подготовка к восприятию.

– Сегодня мы с вами начинаем изучать главу IX «Лаборатория искусств». Откройте учебники на странице 47.

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить в этой главе?

– Чтобы проверить ваши предположения, давайте заглянем в содержание этой главы.

IV. Работа с эпиграфом к главе IX (с. 48).

Беседа.

1) Прочитайте эпиграф Николая Ладыгина на странице 48.

«Ум, роняя норму, лих и хил».

Здорово! Строчки читаем задом наперед!

– Узнаем у консультанта Шалтая-Болтая, как называется подобный прием (с. 172, раздел «Совет консультантов»).

2) Зачем поэту понадобилась такая языковая игра?

3) Бессмысленны ли эти строчки или в них содержится какой-то смысл?

– Выясним с помощью консультанта Кота Ученого значение слов «лихой – лих», «хилый – хил» (с. 170, раздел «Совет консультантов»), а у Шалтая-Болтая – что значит «ронять норму» (с. 173, раздел «Совет консультантов»).

– Такова мысль автора: отступая от общепринятых правил, ты демонстрируешь свою чрезвычайную смелость, но и рискуешь выглядеть дураком.

4) Как вы думаете, этот прием популярен у других поэтов?

На доске записан пример палиндрома большими буквами, чтобы дети легко обнаружили его особенности:

«я – око покоя,

    я – дали ладья»

(Валерий Брюсов.)

– Предлагаю прочитать вопросы в учебнике (с. 48).

Информация для учителя

Это – риторические вопросы, на которые мы не можем ответить. Мы внимательно читаем текст, но на вопросы пока не отвечаем. Если у кого-то появится желание ответить на какой-нибудь вопрос, отметим, что это очень ценно и  мы обязательно к этому еще вернемся.

V. Чтение и анализ стихотворения К. Бальмонта «Как я пишу стихи» (с. 49).

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

После чтения учителя учащиеся обнаружат, что поэт всерьез говорит об особенностях творчества.

2. Беседа (с. 49).

1) Что значит родить поэтическую строчку внезапно? (Вспомнить конец 2 класса – стихотворение Б. Заходера «Что такое стихи?». Творчество – это результат нахлынувшего вдохновения, воображения, озарения. А это происходит в душе моментально, но эта мгновенность подготовлена долгими размышлениями о жизни, ее красоте и ее смысле.)

2) Что значит выражение – строка меняется? (Рождение этой строки далось поэту играючи, она возникла легко, без размышлений и напряжения.)

3) Если поэтом движет не мысль, то что же? (Поэтом движет мир чувств.)

4) Как вы понимаете слова о том, что поэт никогда не сочиняет своих стихов? (Поэт ничего не придумывает. Все, о чем он пишет, возникает не за рабочим столом в результате размышлений, но является результатом живых впечатлений от жизни. Он пишет, подчиняясь чувствам, только по вдохновению, пишет потому, что какая-то сила живет в нем и руководит этим процессом. Это и есть сила творческого вдохновения.)

VI. Работа с «Картинной галереей».

Зал  9. Сальвадор Дали «Космический слон».

– Что в нем самое удивительное?

– Чем необычен слон, которого нафантазировал художник Дали? (Он не создает впечатление мощного животного, он мелкий и вместо ног-столбов у него тоненькие и длинные ножки.)

– Есть ли еще приметы того, что слон – представитель волшебного мира, в данном случае  космический житель? (У него золотые бивни, а на спине он везет такую прозрачную пирамиду – сверкающий драгоценный кристалл, что намекает на его связь с миром чудесного.)

– Как вы думаете, из чего сделан слон? (Скульптура слона – бронзовая, а пирамида, возможно, из горного хрусталя. «Космический слон» – экспонат Музея Сальвадора Дали в Париже.)

– Что может означать эта прозрачная, отливающая голубым и золотым пирамида на спине слона? (Это какой-то волшебный, магический камень, возможно, воплощение красоты космоса и его тайн.)

– Что вы можете сказать о походке слона? (Он идет неспешно, с достоинством, осторожно переставляя ноги; более того, создается впечатление, что он знает, куда идет, что он – хранитель тайн космоса.)

VII. Итог урока.

– Что вас особенно заинтересовало на уроке?

Домашнее задание.

Рассмотреть в «Картинной галерее» картину Марка Шагала «Автопортрет с семью пальцами» (зал 9).