twitter ВКонтакте facebook

Льюис Кэрролл «Разговор Алисы и Шалтая-Болтая»

Цели: заинтересовать учащихся чтением фантастических произведений; развивать умение прогнозировать содержание; вызывать интерес к самостоятельному чтению.

Оборудование: выставка книг Л. Кэрролла.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (с. 50).

Работа с «Картинной галереей» (зал 9, Марк Шагал «Автопортрет с семью пальцами»).

– Вам уже знакомы картины Шагала?

– Какие вы помните? («Окно на даче», «Моя деревня».)

– А из «Картинной галереи» в первой части учебника? («Я и моя деревня», «Синий дом», «Двое на петухе», «Зеленый скрипач», «Прогулка».)

– Есть ли во всех картинах Шагала что-нибудь общее? (Мир предстает как чудесный. Это мир, где возможны превращения.)

– Что вы можете сказать о цветовой гамме, которой, как правило, пользуется художник? (Это яркие, чистые, открытые цвета, это праздничная гамма красок.)

– А теперь рассмотрим «Автопортрет». Каким же художник видит себя?

– Во-первых, где он находится? (В своей мастерской.)

– Можно ли сказать, в каком городе находится эта мастерская? Кто самый наблюдательный? Что там за окном, кто знает? (За окном – Эйфелева башня, значит, это Париж.)

– А теперь посмотрите, что же именно художник – лирический герой картины – изображает на своей картине, стоящей на мольберте? Это Париж? (Нет, это такое фантастическое изображение русской деревни или маленького городка, с огромной красной коровой, летящей над городом, женской фигуркой, церквушкой.)

– Какой городок изображает художник, с вашей точки зрения? (Очевидно, родной город художника – Витебск.)

– Какой еще образ волнует художника? Он изображен на стене в каком-то кудрявом белом облаке! (Русская церковь, а вокруг маленькие домики, очевидно, все того же родного Витебска.)

– Так о чем же думает сам художник и его лирический герой (изображенный на картине художник), находясь в далеком городе Париже? (О том, что связывает его с родиной, о родном городе.)

– А видно ли вам, что человек на картине – художник? Из чего это можно заключить? (Художник изображен с красочной палитрой и кисточками в правой руке,  он находится перед мольбертом, на котором установлена его картина.)

– Как он одет?

– Какая у него прическа? (Кудри, локоны – это тоже признак необычной, творческой, артистической натуры.)

– На какой руке у художника семь пальцев и случайно ли, что именно на этой? (На правой, рабочей руке, у художника пять пальцев, а на левой – на той, что связана с чудесным, волшебным миром сказки и творчества, их семь. Это шуточный намек на то, что мир творчества тоже сказочный, подчиняющийся тем же законам.)

– Что вы можете сказать о лице художника? (Взгляд у художника напряженный, серьезный, сумрачный. Лицо – маска – представляет собой контраст света и тени, глаза – разные, темный и светлый.)

– Каково же впечатление от «Автопортрета» в целом? О чем эта картина? (О том, как это волшебно прекрасно и одновременно тяжело и ответственно быть художникам; о том, что творчество – это и праздник, и драма; о чувствах и привязанностях художника, о его любви к родине.)

III. Подготовка к восприятию.

Слово учителя.

– В мире искусства разрешаются любые эксперименты. Не только художники выдумывают все, что захотят. Поэты от них не отстают.

– Льюис Кэрролл (настоящее имя Чарлз Латуидж Доджсон, 1832–1898 гг.) – английский ученый и писатель. Он автор известной на весь мир сказки «Алиса в Стране Чудес». (Учитель показывает эту книгу на выставке книг.)

А еще Льюис Кэрролл любил создавать веселые стихи, в которых все шиворот-навыворот. Не удивляйтесь, если вам не все станет ясно сразу. Кэрролл был профессором математики, и поэтому, чтобы понять его стихи, нужно  пошевелить мозгами. А еще надо иметь много фантазии и изобретательности, и тогда вы подружитесь и с писателем, и с его необычными стихами.

– Давайте послушаем разговор Алисы с нашим консультантом Шалтаем-Болтаем. Откройте учебники на странице 50.

IV. Чтение и анализ текста (с. 50–52).

1. Выразительное чтение текста учащимися вслух по цепочке.

Словарно-лексическая работа осуществляется по ходу чтения.

2. Беседа (с. 52).

– Рассмотрите картинку к этой главе и картинку внутри текста.

1) Художники Сергей Цедилов и Константин Федин похоже изобразили эти существа, о которых беседуют Алиса и Шалтай-Болтай? (Художники представляют себе этих персонажей совершенно по-разному. Федин (его рисунки внутри главы, на с. 51) использует все подробности текста, изображая своих фантастических животных. Сергей Цедилов (его рисунки на картинке, которая предшествует IX главе) изобразил двух персонажей из рассказа Людмилы Петрушевской (Калушу и Бутявку – слева и справа от Шалтай-Болтая) и трех персонажей Кэрролла – внизу, это Шорёк (в виде ящерки с крысиной мордочкой), Мюмзик (в виде волосатой птицы) и Зелюк, похожий на попугая.)

2) Иллюстрации кого их художников вам ближе и в большей степени соответствуют вашим собственным представлениям?

3) Объяснение какого слова Шалтаем-Болтаем понравилось каждому из вас больше всего? Почему?

V. Итог урока.

– Видите, как это заразительно: пробовать объяснять смысл незнакомых слов.

– Каждому из вас, конечно, захотелось испытать свои силы? Но этим вы займетесь на следующем уроке литературного чтения. А пока посмотрите на книги Л. Кэрролла, которые находятся на нашей выставке. Вы можете найти их в библиотеке и прочитать самостоятельно.

Домашнее задание.

Нарисовать фантастических зверей (животных) и придумать им названия.

– Желаю вам творческих успехов!