Follow @Pyccstudy |
Цели:
развивать творческие способности
детей, внимание к образным средствам языка, умение выражать свои
чувства по
отношению к прочитанному; умение наблюдать и сравнивать; обогащать
словарный
запас учащихся.
Оборудование:
картинки с изображением муравья и
белого пиона.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся
читают сказки, которые они сами сочинили.
III.
Подготовка к восприятию.
Учитель
показывает две картинки с изображением муравья и белого пиона.
–
Что вы можете
сказать, глядя на эти картинки?
–
Сегодня мы
познакомимся с хокку Ёса Бусона, где героями трехстишия будут муравей и
белый
пион. Откройте учебники на странице 54.
IV.
Чтение и анализ хокку (с. 54).
1.
Самостоятельное
чтение хокку учащимися.
2.
Беседа
(с. 54).
1)
Нравится ли
вам это хокку?
2)
Вы хорошо
представляете образ, созданный поэтом? Что вам в этом помогает?
3)
На каком
приеме держится смысл стихотворения? (Прием контраста.)
4)
Прочитайте
вслух вторую строчку. Заметили ли вы что-нибудь особенное? (Есть
звукопись –
частое повторение звука «ч».)
5)
Как
называется этот прием? (Звукопись, которая придает особую
прелесть образу,
созданному поэтом.)
6)
Обратите
внимание на фамилию переводчика. Этот прием – звукописи
– часто встречается в
переводах Татьяны Соколовой-Делюсиной.
V.
Работа с «Картинной галереей».
1.
Чтение комментария
в учебнике (с. 54).
2.
Работа с картиной
Казимира Малевича «На
сенокосе» (зал 9).
–
Рассмотрите
картину.
–
Какие же
простейшие геометрические формы вам удается обнаружить?
–
Трудно ли вам
догадаться, для чего художник прибегает к этим формам?
–
Если трудно,
то вернемся к этому вопросу чуть позже.
–
Какие цвета
преобладают в картине?
–
Какое
настроение создается от их сочетания?
–
Почему
крестьянин на первом плане изображен неподвижно стоящим, а не во время
работы?
–
Рассмотрите
внимательно форму стогов, бороды крестьянина и его лаптей.
–
На что может
намекать такое сходство, каждый раз полукруг, напоминающий по форме
лопату? (На
привычную для крестьянина работу, на единство с природой.)
–
Итак, для чего
художник прибегает к этим простейшим геометрическим формам, рассказывая
о жизни
крестьян? (Сельскохозяйственный труд человека и его близость
к природе – это
самые простые и самые важные ценности на земле, это такие же
первоэлементы
жизни, как и простейшие геометрические формы.)
3.
Работа с картиной
Василия Кандинского
«Музыкальная увертюра. «Фиолетовый клин»
(зал 9).
–
Помощь
консультанта Шалтая-Болтая (с. 173, раздел «Совет
консультантов») нам
пригодится в первую очередь. Обратимся к консультанту.
–
Рассмотрите картину.
–
Можете ли вы
сказать, что именно (что конкретно) изображено на картине Василия
Кандинского?
–
Когда вы
слышите музыку (не песню, но инструментальное музыкальное
произведение), вы
представляете что-то конкретное или нечто неясное, туманное, то, что не
находит
каких-то определенных очертаний?
–
Так, может
быть, художник прав, когда старается передать нам свое музыкальное
переживание
с помощью таких форм, пятен и линий, которые не складываются в
конкретные
изображения? (Прав хотя бы потому, что, как и мы, художник
имеет право на
собственное видение всего.)
–
То, что
художник изображает, кажется вам совсем не понятным
или эти линии и формы вам что-то напоминают? (Обычно
детям это все напоминает подводную жизнь.)
–
Можно ли
сказать, что художник пишет столкновение двух каких-то сил, стихий?
–
Какие они?
–
Какими линиями
и пятнами представлена каждая из стихий?
–
В целом эта
живописная увертюра носит какой характер?
–
Знаете ли вы
еще хоть одного художника, который живописными средствами пытался
передать
особенности музыкального произведения? (Микалоюса Чюрлениса,
репродукции
двух частей «Сонаты звезд», в учебнике
«Литературное чтение» для 2 класса».)
VI.
Итог урока.
–
Что вас
особенно заинтересовало сегодня на уроке?
Домашнее
задание.
Творческая
работа: «нарисовать» музыку, которая звучит в вашей
душе. Желаю
вам успехов!