twitter ВКонтакте facebook

Ёса Бусон. Хокку

Цели: развивать творческие способности детей, внимание к образным средствам языка, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному; умение наблюдать и сравнивать; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: картинки с изображением муравья и белого пиона.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают сказки, которые они сами сочинили.

III. Подготовка к восприятию.

Учитель показывает две картинки с изображением муравья и белого пиона.

– Что вы можете сказать, глядя на эти картинки?

– Сегодня мы познакомимся с хокку Ёса Бусона, где героями трехстишия будут муравей и белый пион. Откройте учебники на странице 54.

IV. Чтение и анализ хокку (с. 54).

1. Самостоятельное чтение хокку учащимися.

2. Беседа (с. 54).

1) Нравится ли вам это хокку?

2) Вы хорошо представляете образ, созданный поэтом? Что вам в этом помогает?

3) На каком приеме держится смысл стихотворения? (Прием контраста.)

4) Прочитайте вслух вторую строчку. Заметили ли вы что-нибудь особенное? (Есть звукопись – частое повторение звука «ч».)

5) Как называется этот прием? (Звукопись, которая придает особую прелесть образу, созданному поэтом.)

6) Обратите внимание на фамилию переводчика. Этот прием – звукописи – часто встречается в переводах Татьяны Соколовой-Делюсиной.

V. Работа с «Картинной галереей».

1. Чтение комментария в учебнике (с. 54).

2. Работа с картиной Казимира Малевича «На сенокосе» (зал 9).

– Рассмотрите картину.

– Какие же простейшие геометрические формы вам удается обнаружить?

– Трудно ли вам догадаться, для чего художник прибегает к этим формам?

– Если трудно, то вернемся к этому вопросу чуть позже.

– Какие цвета преобладают в картине?

– Какое настроение создается от их сочетания?

– Почему крестьянин на первом плане изображен неподвижно стоящим, а не во время работы?

– Рассмотрите внимательно форму стогов, бороды крестьянина и его лаптей.

– На что может намекать такое сходство, каждый раз полукруг, напоминающий по форме лопату? (На привычную для крестьянина работу, на единство с природой.)

– Итак, для чего художник прибегает к этим простейшим геометрическим формам, рассказывая о жизни крестьян? (Сельскохозяйственный труд человека и его близость к природе – это самые простые и самые важные ценности на земле, это такие же первоэлементы жизни, как и простейшие геометрические формы.)

3. Работа с картиной Василия Кандинского «Музыкальная увертюра. «Фиолетовый клин» (зал 9).

– Помощь консультанта Шалтая-Болтая (с. 173, раздел «Совет консультантов») нам пригодится в первую очередь. Обратимся к консультанту.

– Рассмотрите картину.

– Можете ли вы сказать, что именно (что конкретно) изображено на картине Василия Кандинского?

– Когда вы слышите музыку (не песню, но инструментальное музыкальное произведение), вы представляете что-то конкретное или нечто неясное, туманное, то, что не находит каких-то определенных очертаний?

– Так, может быть, художник прав, когда старается передать нам свое музыкальное переживание с помощью таких форм, пятен и линий, которые не складываются в конкретные изображения? (Прав хотя бы потому, что, как и мы, художник имеет право на собственное видение всего.)

– То, что художник изображает, кажется вам совсем не понятным  или эти линии и формы вам что-то напоминают? (Обычно детям это все напоминает подводную жизнь.)

– Можно ли сказать, что художник пишет столкновение двух каких-то сил, стихий?

– Какие они?

– Какими линиями и пятнами представлена каждая из стихий?

– В целом эта живописная увертюра носит какой характер?

– Знаете ли вы еще хоть одного художника, который живописными средствами пытался передать особенности музыкального произведения? (Микалоюса Чюрлениса, репродукции двух частей «Сонаты звезд», в учебнике «Литературное чтение» для 2 класса».)

VI. Итог урока.

– Что вас особенно заинтересовало сегодня на уроке?

Домашнее задание.

Творческая работа: «нарисовать» музыку, которая звучит в вашей душе.   Желаю вам успехов!