twitter ВКонтакте facebook

Ю. Коваль «Соловьи»

Цели: формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа.

Оборудование: картинка «Соловьи»; выставка творческих работ учащихся; грамзапись «Звуки леса».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка творческих работ учащихся на тему «Музыка, которая звучит в моей душе».

Учащиеся кратко рассказывают о своих работах.

III. Подготовка к восприятию.

1. Звучит грамзапись «Звуки леса».

2. Учитель читает загадку:

           Кто без нот и без свирели

           Лучше всех выводит трели,

           Голосистее, нежней?

           Кто же это?                    (Соловей.)

Учитель показывает картинку, изображающую соловьев в роще.

– Интересную историю о жизни соловьев нам расскажет сегодня писатель Юрий Коваль на странице 55 учебника. Откройте учебники.

– Юрий Коваль предлагает нам послушать музыку леса.

IV. Чтение и анализ текста Ю. Коваля «Соловьи» (с. 55–57).

1. Чтение учителем первой части текста (с. 50).

– Понять смысл непонятных слов нам поможет помощник-консультант Кот Ученый (с. 170, раздел «Совет консультантов»).

2. Беседа.

– Кому-нибудь из вас доводилось слышать соловья или пение другой птички?

– Похоже ли описывает писатель пение соловья?

Учитель предлагает прослушать пение соловья в записи  Звуки леса».     – Как вы считаете, те строчки, которые являются звукоподражанием пению соловья, нужно читать медленно или быстро? Что вам подсказывает это в самом тексте? (Читать нужно достаточно быстро, мелодично, как единую музыкальную фразу. В тексте это выглядит так:  по пять одинаковых слов через запятую с обязательным восклицательным знаком в конце.)

3. Выразительное самостоятельное чтение отрывка текста на странице 55.

– Попробуйте прочитать этот отрывок выразительно.

4. Чтение учителем второй части текста (с. 55–56).

5. Беседа.

– Если бы герой не бежал все время, а просто стоял в лесу и слушал соловьев, впечатление изменилось бы? Почему? (Лирический герой бежит по лесу, и это дает ему возможность слышать сразу нескольких соловьев. Конечно, впечатление изменилось бы.)

6. Чтение учителем третьей части текста (с. 56–57).

7. Беседа.

– Помогают ли вам слова, придуманные автором, представить пение соловьев? (Помогают.  Но как сложно передать в слове пение птички, насколько неуловимы и неопределенны те музыкальные звуки, которые исторгает крошечное тело соловья!)

– Посмотрите, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой.

– Как вы думаете, зачем писатель пользуется такими парами? (Чтобы показать разнообразие соловьиного пения и неуловимость соловьиных трелей, невозможность точно обозначить их в слове.)

– О каких это бусах рассказывает писатель? (Раскатистую трель соловья писатель сравнивает с рассыпавшейся по поверхности озера «полутысячею» бус.)

– Что лучше помогает вам представить пение соловья: звукоподражание, которое придумал писатель, или образ рассыпавшихся по гладкой поверхности бус?

V. Итог урока.

– Юрий Коваль создал необыкновенный по красоте текст, поскольку слово для него – это не просто то, что обозначает тот или иной предмет. Слово – это то, что, соединяясь с другими словами, может быть свежим и шершавым, гладким и звенящим, мокрым и вязким и т. д. Слово – это то, что может воздействовать на читателя своей формой, содержащейся в нем энергией звуков, а не только своим содержанием, тем, что оно обозначает.

Домашнее задание.

Выразительное чтение любого отрывка из рассказа Ю. Коваля «Соловьи» (с. 55–57); нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду рассказа «Соловьи» (по желанию учащихся).