Follow @Pyccstudy |
Цели:
формировать умение свободно
ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением
для
подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять и правильно
понимать
те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа.
Оборудование:
картинка «Соловьи»; выставка
творческих работ учащихся; грамзапись «Звуки леса».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выставка
творческих работ учащихся на тему «Музыка, которая звучит в
моей душе».
Учащиеся
кратко рассказывают о своих работах.
III.
Подготовка к восприятию.
1.
Звучит
грамзапись «Звуки леса».
2.
Учитель
читает загадку:
Кто
без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто
же это?
(Соловей.)
Учитель
показывает картинку, изображающую соловьев в роще.
–
Интересную
историю о жизни соловьев нам расскажет сегодня писатель Юрий Коваль на
странице
55 учебника. Откройте учебники.
–
Юрий Коваль
предлагает нам послушать музыку леса.
IV.
Чтение и анализ текста Ю. Коваля
«Соловьи» (с. 55–57).
1.
Чтение учителем
первой части текста (с. 50).
–
Понять смысл
непонятных слов нам поможет помощник-консультант Кот Ученый (с. 170,
раздел
«Совет консультантов»).
2.
Беседа.
–
Кому-нибудь из
вас доводилось слышать соловья или пение другой птички?
–
Похоже ли
описывает писатель пение соловья?
Учитель
предлагает прослушать пение соловья в записи Звуки леса». –
Как вы считаете, те строчки, которые являются звукоподражанием пению
соловья,
нужно читать медленно или быстро? Что вам подсказывает это в самом
тексте? (Читать
нужно достаточно быстро, мелодично, как единую музыкальную фразу. В
тексте это
выглядит так: по
пять одинаковых слов
через запятую с обязательным восклицательным знаком в конце.)
3.
Выразительное
самостоятельное чтение
отрывка текста на странице 55.
–
Попробуйте
прочитать этот отрывок выразительно.
4.
Чтение учителем
второй части текста (с.
55–56).
5.
Беседа.
–
Если бы герой
не бежал все время, а просто стоял в лесу и слушал соловьев,
впечатление
изменилось бы? Почему? (Лирический герой бежит по лесу, и это
дает ему
возможность слышать сразу нескольких соловьев. Конечно, впечатление
изменилось
бы.)
6.
Чтение учителем
третьей части текста (с.
56–57).
7.
Беседа.
–
Помогают ли вам слова, придуманные
автором, представить пение соловьев? (Помогают. Но как сложно передать в
слове пение птички,
насколько неуловимы и неопределенны те музыкальные звуки, которые
исторгает
крошечное тело соловья!)
–
Посмотрите, чем отличаются слова в
каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой.
–
Как вы думаете, зачем писатель
пользуется такими парами? (Чтобы показать разнообразие
соловьиного пения и
неуловимость соловьиных трелей, невозможность точно обозначить их в
слове.)
–
О каких это бусах рассказывает
писатель? (Раскатистую трель соловья писатель сравнивает с
рассыпавшейся по
поверхности озера «полутысячею» бус.)
–
Что лучше
помогает вам представить пение соловья: звукоподражание, которое
придумал
писатель, или образ рассыпавшихся по гладкой поверхности бус?
V.
Итог урока.
–
Юрий Коваль
создал необыкновенный по красоте текст, поскольку слово
для него
– это не просто то, что обозначает тот или иной предмет.
Слово – это то, что,
соединяясь с другими словами, может быть свежим и шершавым, гладким и
звенящим,
мокрым и вязким и т. д. Слово – это то, что может
воздействовать на читателя
своей формой, содержащейся в нем
энергией звуков, а
не только своим содержанием, тем, что оно обозначает.
Домашнее
задание.
Выразительное
чтение любого отрывка из рассказа Ю. Коваля
«Соловьи» (с. 55–57); нарисовать
иллюстрацию к любому эпизоду рассказа «Соловьи» (по
желанию учащихся).