Follow @Pyccstudy |
Цели:
помочь
детям осознать фольклорные
истоки звукоподражания, единство мира фольклора и авторской литературы;
показать, что звукоподражание – это не только примета
авторской литературы, но
и народной литературы, на примере чешской народной поэзии в переводе
Маршака;
развивать технику чтения, внимание к авторскому слову, к точности
употребления
слов в поэтической речи.
Оборудование:
портреты С. Маршака и В. Хлебникова;
карточки со скороговорками; выставка рисунков учащихся.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1.
Выразительное чтение
любого отрывка из
рассказа «Соловьи» Ю. Коваля (с. 55–57).
2.
Выставка рисунков
учащихся к любому
эпизоду рассказа «Соловьи».
III.
Подготовка к восприятию.
–
Ребята,
попробуйте угадать, о каком писателе идет речь.
Это
замечательный поэт, сказочник. Он написал много веселых стихов, сказок,
песенок, загадок. Если все это собрать вместе, то получится
большая-пребольшая
книга. На каждой странице зазвучат разные голоса. Заговорят люди,
животные,
предметы. Но этот писатель не только сочинял сам, он еще и переводил
стихи
иностранных поэтов на русский язык.
–
Конечно же, вы
правы, это Самуил
Яковлевич Маршак.
–
Сегодня мы
прочитаем стихотворение, которое он перевел на русский язык из чешской
народной
поэзии. Откройте учебники на странице 57, прочитайте название этого
стихотворения.
IV.
Чтение и анализ стихотворения
«Разговор лягушек» (с. 57).
1.
Самостоятельное
чтение стихотворения
учащимися.
–
Симпатичный
разговор, как вы считаете?
2.
Выразительное чтение
стихотворения
учащимися.
–
Узнаёте прием,
которым пользуется поэт? (Это звукоподражание.)
–
А похоже это
на скороговорку? (Конечно, похоже. Идет звуковая игра.)
3.
Чтение по ролям
стихотворения «Разговор
лягушек».
4.
Попытка
выразительного и быстрого прочтения
этого стихотворения учащимися.
V.
Работа со скороговорками (с. 58).
1.
Чтение и выполнение
задания комментария в
учебнике (с. 58).
2.
Беседа
с учащимися о скороговорках.
–
Какие еще
скороговорки вы знаете?
–
Для чего нужны
скороговорки? (Для отработки правильной дикции. Они построены
на сочетании
похожих слов и звуков (это звукопись), которые трудно произносить друг
за
другом, все время путаешься.)
–
Недаром же
говорят, что рассказать скороговорку – тяжелей, чем влезть на
горку!
3.
Игра
«Не подведи свой ряд!».
–
Сейчас я
раздам вам карточки со скороговорками (по одной карточке на парту).
Время на
подготовку – 2 минуты. Выигрывает тот ряд, учащиеся которого
не допустили
ошибок при произнесении скороговорок.
Примерные
скороговорки, записанные на карточках:
1)
Дед Додон в
дуду дудел,
Димку
дед дудой
задел.
2)
Краб крабу
сделал грабли.
3)
Течет речка,
печет печка.
4)
Рыбу ловил рыболов,
В
реку уплыл весь улов.
5)
Носит Сеня в сени сено,
Спать
на сене будет Сеня.
6)
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел
кукушонок капюшон,
Как
в капюшоне он смешон!
VI.
Чтение и анализ стихотворения В.
Хлебникова «Кузнечик» (с. 58).
1.
У ч и т е л
ь:
–
Удалось ли вам
произнести скороговорки быстро и без ошибок?
–
Получайте в
награду замечательное стихотворение русского поэта-экспериментатора
Велимира
Хлебникова «Кузнечик».
2.
Самостоятельное
чтение стихотворения
учащимися.
–
Что вы можете
сказать об этом стихотворении?
–
Да-а… Без
консультантов-переводчиков вам не обойтись!
3.
Обращение за помощью
к консультантам.
–
Кто же готов
нам помочь? (Кот Ученый и Шалтай-Болтай на с. 170 и с. 173, раздел
«Совет
консультантов».)
–
Почему не один
консультант объясняет все слова, а два консультанта? Разные ли слова
объясняют
консультанты? Отметил ли кто-нибудь из вас какую-то логику в
стихотворении? (Кот
– энциклопедист, он объясняет значение жизненных реалий,
которые стоят за
словом, но совсем не занимается собственно художественным словом. Он
объясняет
не особые поэтические слова, а слова, которые уже просто не
употребляются.
Шалтай-Болтай
– ученый-литературовед, специалист по особому,
художественному слову. Он
объясняет значение слов, сочиненных самим поэтом, то есть новых
слов-неологизмов («нео» – новый,
«логос» – слово).)
–
Какие слова
вас больше всего заинтересовали?
4.
Беседа
по содержанию (с. 59).
–
Подумайте, что
это у кузнечика за «золотописьмо тончайших жил»? (Это
красивый рисунок из
тончайших линий на крыльях кузнечика.)
–
Как вы
понимаете, что кузнечик «крылышкует»? (Это
слово вбирает в себя разные
оттенки значений, оно указывает на то, где именно нанесен прекрасный
рисунок;
намекает на воздушность передвижения кузнечика с помощью крылышек.)
–
Знаете, как
называются слова, которые придумывают поэты и дети? (Помощь
консультанта
Кентавра Хирона на с. 169, раздел «Музей».)
VII.
Итог урока.
–
Интересно ли
было каждому из вас сегодня на уроке?
Домашнее
задание.
Вспомнить
тексты
считалок; подготовиться к прочтению считалок в классе.