twitter ВКонтакте facebook

. Маршак «Разговор лягушек». В. Хлебников «Кузнечик». Скороговорки

Цели: помочь детям осознать фольклорные истоки звукоподражания, единство мира фольклора и авторской литературы; показать, что звукоподражание – это не только примета авторской литературы, но и народной литературы, на примере чешской народной поэзии в переводе Маршака; развивать технику чтения, внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Оборудование: портреты С. Маршака и В. Хлебникова; карточки со скороговорками; выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение любого отрывка из рассказа «Соловьи» Ю. Коваля (с. 55–57).

2. Выставка рисунков учащихся к любому эпизоду рассказа «Соловьи».

III. Подготовка к восприятию.

– Ребята, попробуйте угадать, о каком писателе идет речь.

Это замечательный поэт, сказочник. Он написал много веселых стихов, сказок, песенок, загадок. Если все это собрать вместе, то получится большая-пребольшая книга. На каждой странице зазвучат разные голоса. Заговорят люди, животные, предметы. Но этот писатель не только сочинял сам, он еще и переводил стихи иностранных поэтов на русский язык.

– Конечно же, вы правы,  это Самуил Яковлевич Маршак.

– Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое он перевел на русский язык из чешской народной поэзии. Откройте учебники на странице 57, прочитайте название этого стихотворения.

IV. Чтение и анализ стихотворения «Разговор лягушек» (с. 57).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Симпатичный разговор, как вы считаете?

2. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

– Узнаёте прием, которым пользуется поэт? (Это звукоподражание.)

– А похоже это на скороговорку? (Конечно, похоже. Идет звуковая игра.)

3. Чтение по ролям стихотворения «Разговор лягушек».

4. Попытка выразительного и быстрого прочтения этого стихотворения учащимися.

V. Работа со скороговорками (с. 58).

1. Чтение и выполнение задания комментария в учебнике (с. 58).

2. Беседа с учащимися о скороговорках.

– Какие еще скороговорки вы знаете?

– Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков (это звукопись), которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

– Недаром же говорят, что рассказать скороговорку – тяжелей, чем влезть на горку!

3. Игра «Не подведи свой ряд!».

– Сейчас я раздам вам карточки со скороговорками (по одной карточке на парту). Время на подготовку – 2 минуты. Выигрывает тот ряд, учащиеся которого не  допустили  ошибок при произнесении скороговорок.

Примерные скороговорки, записанные на карточках:

1) Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

2) Краб крабу сделал грабли.

3) Течет речка, печет печка.

4) Рыбу ловил рыболов,

В реку уплыл весь улов.

5) Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

6) Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

VI. Чтение и анализ стихотворения В. Хлебникова «Кузнечик» (с. 58).

1. У ч и т е л ь:

– Удалось ли вам произнести скороговорки быстро и без ошибок?

– Получайте в награду замечательное стихотворение русского поэта-экспериментатора Велимира Хлебникова «Кузнечик».

2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Что вы можете сказать об этом стихотворении?

– Да-а… Без консультантов-переводчиков вам не обойтись!

3. Обращение за помощью к консультантам.

– Кто же готов нам помочь? (Кот Ученый и Шалтай-Болтай на с. 170 и с. 173, раздел «Совет консультантов».)

– Почему не один консультант объясняет все слова, а два консультанта? Разные ли слова объясняют консультанты? Отметил ли кто-нибудь из вас какую-то логику в стихотворении? (Кот – энциклопедист, он объясняет значение жизненных реалий, которые стоят за словом, но совсем не занимается собственно художественным словом. Он объясняет не особые поэтические слова, а слова, которые уже просто не употребляются.

Шалтай-Болтай – ученый-литературовед, специалист по особому, художественному слову. Он объясняет значение слов, сочиненных самим поэтом, то есть новых слов-неологизмов («нео» – новый, «логос» – слово).)

– Какие слова вас больше всего заинтересовали?

4. Беседа по содержанию (с. 59).

– Подумайте, что это у кузнечика за «золотописьмо тончайших жил»? (Это красивый рисунок из тончайших линий на крыльях кузнечика.)

– Как вы понимаете, что кузнечик «крылышкует»? (Это слово вбирает в себя разные оттенки значений, оно указывает на то, где именно нанесен прекрасный рисунок; намекает на воздушность передвижения кузнечика с помощью крылышек.)

– Знаете, как называются слова, которые придумывают поэты и дети? (Помощь консультанта Кентавра Хирона на с. 169, раздел «Музей».)

VII. Итог урока.

– Интересно ли было каждому из вас сегодня на уроке?

Домашнее задание.

Вспомнить тексты считалок; подготовиться к прочтению считалок в классе.