Follow @Pyccstudy |
Цели:
вспомнить на примере считалки малый
фольклорный жанр; познакомить учащихся с принципом использования
непонятных
слов в тексте считалки; развивать речь учащихся.
Оборудование:
выставка книг «Считалки».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
–
Какие считалки
вы знаете? Расскажите их.
Учитель
может
прочитать свою считалку, например:
Раз,
два, три, четыре, пять,
Вышел месяц погулять.
А за месяцем Луна,
Оставайся ты одна.
III.
Подготовка к восприятию.
1.
Беседа.
–
Вспомните,
пожалуйста, отличительные признаки считалки. (Считалка
– это небольшой
стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов.
Его
цель – определить водящих в игре.
Признаки
считалки: краткость, стихотворная форма, цель – упорядочить
игру.)
2.
Чтение комментария
в учебнике (с. 59).
Помощь
консультанта Кентавра Хирона (с. 169–170, раздел
«Музей»).
IV.
Работа с учебником (с. 59–60).
–
Напомните,
пожалуйста, законы волшебной сказки. (В сказке герой
– сирота или бедняк, он
должен обязательно выйти из дома и отправиться в путь, встретиться с
волшебным
миром, выполнить трудные задания с помощью волшебного помощника или
предмета
(их должно быть ровно три), должен победить волшебный мир и вернуться
домой уже
счастливым.)
–
Можете
сочинить свою сказку, соблюдая эти законы?
–
Значит, героев
вы придумаете сами, сюжет придумаете сами, волшебных помощников
– тоже. Таким
образом, слова будут ваши,
сегодняшние, а законы жанра
сказки – древние. А сможете сочинить загадку? Дразнилку?
Считалку? Закличку?
Опять-таки слова будут ваши, но
вот законы жанра –
древние, поскольку все имеют свои особенности текста.
–
Познакомимся с
образцами народных считалок на страницах 59–60 учебника.
–
Прочитайте
считалку «Чирики, микирики».
–
Посчитайте
количество существительных в тексте считалки. Помните, количество
существительных будет условно, поскольку в тексте много выдуманных
слов,
происхождение которых непонятно. (Всего 10.)
–
Догадайтесь,
почему в конце речь идет о зубе? (Речь идет в шуточной форме
о том зубе,
который может быть вынут вон, недаром он назван конкретно –
Иванов зуб.)
–
Прочитайте
следующую считалку «Тани, Вани, трикадоры». Какая
строчка точно указывает нам
на то, что это считалка? («И выходит
кислый квас».)
–
Какое слово в
ней на это указывает? (Слово «выходит».)
–
А какие два
слова сохранили связь с числами? (Трикадоры
и трибабас.)
–
Посчитайте,
сколько в этом тексте считалки существительных. (Снова 10!)
–
И еще одну
считалку сейчас прочитаем на странице 60 – самую тайную и
зашифрованную.
–
Посчитайте,
сколько в считалке слов. (Снова 10!)
–
Я думаю, что
вы поняли, что слово «пята» – это число
пять, а слово «крест» – десять.
V.
Итог урока.
–
Кто же
догадался, почему в каждой прочитанной нами считалке было по 10
существительных?
–
Для нас это
верный знак переходить к следующей, десятой главе!
Домашнее
задание.
Подготовить
читательские дневники к проверке.