twitter ВКонтакте facebook

Считалки

Цели: вспомнить на примере считалки малый фольклорный жанр; познакомить учащихся с принципом использования непонятных слов в тексте считалки; развивать речь учащихся.

Оборудование: выставка книг «Считалки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие считалки вы знаете? Расскажите их.

Учитель может прочитать свою считалку, например:

           Раз, два, три, четыре, пять,

           Вышел месяц погулять.

           А за месяцем Луна,

           Оставайся ты одна.

III. Подготовка к восприятию.

1. Беседа.

– Вспомните, пожалуйста, отличительные признаки считалки. (Считалка – это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель – определить водящих в игре.

Признаки считалки: краткость, стихотворная форма, цель – упорядочить игру.)

2. Чтение комментария в учебнике (с. 59).

Помощь консультанта Кентавра Хирона (с. 169–170, раздел «Музей»).

IV. Работа с учебником (с. 59–60).

– Напомните, пожалуйста, законы волшебной сказки. (В сказке герой – сирота или бедняк, он должен обязательно выйти из дома и отправиться в путь, встретиться с волшебным миром, выполнить трудные задания с помощью волшебного помощника или предмета (их должно быть ровно три), должен победить волшебный мир и вернуться домой уже счастливым.)

– Можете сочинить свою сказку, соблюдая эти законы?

– Значит, героев вы придумаете сами, сюжет придумаете сами, волшебных помощников – тоже. Таким образом, слова будут ваши, сегодняшние, а законы жанра сказки – древние. А сможете сочинить загадку? Дразнилку? Считалку? Закличку? Опять-таки слова будут ваши, но вот законы жанра – древние, поскольку все имеют свои особенности текста.

– Познакомимся с образцами народных считалок на страницах 59–60 учебника.

– Прочитайте считалку «Чирики, микирики».

– Посчитайте количество существительных в тексте считалки. Помните, количество существительных будет условно, поскольку в тексте много выдуманных слов, происхождение которых непонятно. (Всего 10.)

– Догадайтесь, почему в конце речь идет о зубе? (Речь идет в шуточной форме о том зубе, который может быть вынут вон, недаром он назван конкретно – Иванов зуб.)

– Прочитайте следующую считалку «Тани, Вани, трикадоры». Какая строчка точно указывает нам на то, что это считалка? («И выходит кислый квас».)

– Какое слово в ней на это указывает? (Слово «выходит».)

– А какие два слова сохранили связь с числами? (Трикадоры и трибабас.)

– Посчитайте, сколько в этом тексте считалки существительных. (Снова 10!)

– И еще одну считалку сейчас прочитаем на странице 60 – самую тайную и зашифрованную.

– Посчитайте, сколько в считалке слов. (Снова 10!)

– Я думаю, что вы поняли, что слово «пята» – это число пять, а слово «крест» – десять.

V. Итог урока.

– Кто же догадался, почему в каждой прочитанной нами считалке было по 10 существительных?

– Для нас это верный знак переходить к следующей, десятой главе!

Домашнее задание.

Подготовить читательские дневники к проверке.