twitter ВКонтакте facebook

«Как трудно стать человеком»

Цели: развивать творческие способности детей; связную речь; воспитывать интерес к чтению детской литературы.

Оборудование: выставка книг:

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»;

Н. Носов «Приключения Незнайки»;

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»;

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;

Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся сдают читательские дневники на проверку учителю.

III. Работа по теме урока.

1. Анализ картинки на шмуцтитуле, предваряющем главу X (с. 61 учебника).

– Рассмотрите картинку. Что вы заметили?

(Одновременно проводится работа с выставкой книг.)

2. Работа с названием главы X.

– Почему глава называется «Как трудно стать человекам»?

3. Анализ эпиграфа к главе (с. 62).

– Прочитайте эпиграф. Давайте уточним, кто же такой Григорий Горин? Знаете ли вы такие кинофильмы, как «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен»?

– Сценарии для этих фильмов написал известный русский драматург Григорий Горин.

– Как вы понимаете смысл эпиграфа?

– Что значит стать еще более живым? Возможно ли это?

– Писатель, возможно, имеет в виду пробуждение в человеке его души, человек может «прозреть», стать более чутким по отношению к окружающему миру и к людям.

– К кому из известных вам литературных героев можно отнести слова Григория Горина?

– Может ли каждый из нас адресовать эти слова самому себе?

Информация для учителя

К обсуждению содержания эпиграфа целесообразно вернуться после прочтения «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями» или после изучения содержания всей X главы целиком.

IV. Итог урока.

– Какие знания этого урока вам пригодятся в жизни?

Домашнее задание.

Учащиеся готовят к проверке читательские дневники, устраняя недочеты.

 

Дополнительный материал

1.  Я хочу, чтоб все смеялись,

 Чтоб мечты всегда сбывались,

 Чтобы детям снились радостные сны,

 Чтобы утро добрым было,

 Чтобы мама не грустила,

 Чтобы в мире больше не было войны.

2.  Не стой в стороне равнодушно,

 Когда у кого-то беда.

 Рвануться на выручку нужно

 В любую минуту, всегда.

 И если кому-то, кому-то поможет

 Твоя доброта, улыбка твоя,

 Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

 Что годы живешь ты не зря!