twitter ВКонтакте facebook

РЕДАКТИРОВАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

Цели: развивать умения совершенствовать свой текст; исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развивать коммуникативно-речевые умения.

Ход урока

I. Постановка проблемы, сообщение темы и задач урока.

II. Общая оценка выполненных работ, их анализ.

Учитель оценивает общий уровень того, как класс справился с поставленными задачами, что оказалось более, а что менее удачным. При этом отметки, как правило, не объявляются. Учитель говорит о том, как раскрыта тема и основная мысль сочинения, отобран и систематизирован материал, соблюдены границы темы; какова структура сочинений, какие варианты построения высказываний выбраны учащимися (отношение пишущего к предмету речи выражено во вступительной или в заключительной части; каковы способы соединения частей текста и т. д.); каково языковое оформление сочинений.

III. Ознакомление с лучшими сочинениями учащихся.

Учителем или авторами сочинений могут быть прочитаны не только целые сочинения, но и их фрагменты (удачные начало и концовка, точное и выразительное описание предмета речи – картины, умелое и уместное использование изобразительно-выразительных средств речи, отражение собственного отношения к предмету высказывания и т. д.).

IV. Организация коллективной работы по редактированию сочинений.

Учитель выбирает несколько отрывков сочинений (не называя фамилий учеников) с наиболее типичными ошибками или составляет сам негативный текст, в котором сконцентрированы ошибки учащихся.

Последовательность в работе над ошибками:

– в содержании;

– построении сочинения;

– речи (речевыми ошибками).

V. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками.

VI. Индивидуальная работа по совершенствованию текста.

Работа может быть начата в классе и продолжена дома. Наилучшим вариантом такой работы, на наш взгляд, является создание второй редакции текста сочинения, за которую и будет ставиться отметка.