twitter ВКонтакте facebook

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие нильса с дикими гусями» (в отрывках)

Цели: познакомить детей с творчеством С. Лагерлёф; начать работу с жанром – сказочная повесть; помочь детям увидеть жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Оборудование: портрет С. Лагерлёф.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся сдают на проверку учителю читательские дневники.

III. Подготовка к восприятию.

Слово учителя.

– У каждого народа есть поэт или писатель, при имени которого человек любой национальности может сказать: это гордость Англии, или Италии, или другой страны.

Для Швеции такое имя – Сельма Лагерлёф (1858–1940 гг.). Всемирную известность получила детская книга «Путешествие Нильса Хольгерсона по Швеции» (1906–1907 гг.), в которой перед маленькими читателями открывается поэтическая история страны, облик ее городов и окраин, обычаи жителей, легенды, сказочные традиции саг.

Если попытаться определить целиком жанр творчества Сельмы Лагерлёф, то окажется, что все ее произведения написаны в форме и традициях скандинавских саг.

Очень, очень давно возникла эта форма. Еще тогда, когда люди ни в одной стране мира не умели писать. У нас в России сказания о богатырях и их удивительных подвигах называются былинами. А в снежной Норвегии и зеленой Швеции эти предания называют сагами.

«Богатство фантазии» Сельмы Лагерлёф неисчерпаемо, и проявляется эта творческая фантазия в удивительных, причудливых, прекрасных формах, событиях, образах. Казалось бы, откуда взяться чудесам, если маленький Нильс – самый обыкновенный «вредный» и ленивый мальчишка, который не учит уроков? Однако именно на его долю выпадает великое множество приключений, волшебных превращений, опасностей и даже… подвигов! На долгие месяцы наш маленький герой, почти забыв родной язык, обретет чудесный дар понимать говор зверей и птиц. В странствиях Нильсу откроется не только вся Скандинавия и «Лапландия – гусиная страна», но и другое, пожалуй, самое важное в жизни – что такое дружба, что такое помощь в беде, что такое любовь к тем, кто слабее тебя и кому очень нужна твоя защита.

Что же случилось с Нильсом? Как попал он в гусиную стаю? Как удалось ему снова вернуться к своим родителям?

Все это мы начнем узнавать с сегодняшнего урока.

– Откройте учебники на странице 62.

– Итак, удивительная история начинается…

IV. Чтение и анализ произведения (с. 62–71).

1. Чтение учащимися текста вслух по цепочке.

Лексическая (словарная) работа осуществляется по ходу чтения.

2. Беседа по содержанию прочитанного.

1) Что случилось с мальчиком Нильсом Хольгерсоном, что он потерял и что приобрел? (Нильс потерял нормальный человеческий размер, став крошечным, но, перейдя в другое измерение, стал понимать язык животных и птиц.)

2) Вам уже встречалась сходная сюжетная линия? В каком произведении? Кто его автор? (Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».)

3) Почему Нильс наказан именно таким способом? (До превращения Нильс издевался над всеми, кто меньше и слабее его. А теперь он сам должен почувствовать, что значит быть меньше и слабее другого.)

4) С какими опасностями Нильс уже столкнулся и какие опасности его подстерегают? (Желательно, чтобы учащиеся зачитывали ответ из текста.)

5) Вам жалко Нильса?

6) А может, гном прав, и Нильс получил по заслугам?

V. Итог урока.

– Над чем каждый из вас сегодня задумался? Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Домашнее задание.

Продолжить чтение сказочной повести (с. 71–79).