Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
детей с творчеством С.
Лагерлёф; начать работу с жанром – сказочная повесть; помочь
детям увидеть
жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа:
наличие
нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия
во
времени, реальность переживаний героя.
Оборудование:
портрет С. Лагерлёф.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся
сдают
на проверку учителю читательские дневники.
III.
Подготовка к восприятию.
Слово
учителя.
–
У каждого
народа есть поэт или писатель, при имени которого человек любой
национальности
может сказать: это гордость Англии, или Италии, или другой страны.
Для
Швеции такое
имя – Сельма Лагерлёф (1858–1940 гг.). Всемирную
известность получила детская
книга «Путешествие Нильса Хольгерсона по Швеции»
(1906–1907 гг.), в которой
перед маленькими читателями открывается поэтическая история страны,
облик ее
городов и окраин, обычаи жителей, легенды, сказочные традиции саг.
Если
попытаться
определить целиком жанр творчества Сельмы Лагерлёф, то окажется, что
все ее
произведения написаны в форме и традициях скандинавских саг.
Очень,
очень
давно возникла эта форма. Еще тогда, когда люди ни в одной стране мира
не умели
писать. У нас в России сказания о богатырях и их удивительных подвигах
называются былинами. А в снежной Норвегии и зеленой Швеции эти предания
называют сагами.
«Богатство
фантазии» Сельмы Лагерлёф неисчерпаемо, и проявляется эта
творческая фантазия в
удивительных, причудливых, прекрасных формах, событиях, образах.
Казалось бы,
откуда взяться чудесам, если маленький Нильс – самый
обыкновенный «вредный» и
ленивый мальчишка, который не учит уроков? Однако именно на его долю
выпадает
великое множество приключений, волшебных превращений, опасностей и
даже…
подвигов! На долгие месяцы наш маленький герой, почти забыв родной
язык,
обретет чудесный дар понимать говор зверей и птиц. В странствиях Нильсу
откроется не только вся Скандинавия и «Лапландия –
гусиная страна», но и
другое, пожалуй, самое важное в жизни – что такое дружба, что
такое помощь в
беде, что такое любовь к тем, кто слабее тебя и кому очень нужна твоя
защита.
Что
же случилось
с Нильсом? Как попал он в гусиную стаю? Как удалось ему снова вернуться
к своим
родителям?
Все
это мы
начнем узнавать с сегодняшнего урока.
–
Откройте
учебники на странице 62.
–
Итак,
удивительная история начинается…
IV.
Чтение и анализ произведения (с.
62–71).
1.
Чтение учащимися текста вслух
по цепочке.
Лексическая
(словарная) работа осуществляется по ходу чтения.
2.
Беседа
по содержанию прочитанного.
1)
Что случилось
с мальчиком Нильсом Хольгерсоном, что он потерял и что приобрел? (Нильс
потерял нормальный человеческий размер, став крошечным, но, перейдя в
другое
измерение, стал понимать язык животных и птиц.)
2)
Вам уже
встречалась сходная сюжетная линия? В каком произведении? Кто его
автор? (Ян
Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».)
3)
Почему Нильс
наказан именно таким способом? (До превращения Нильс
издевался над всеми,
кто меньше и слабее его. А теперь он сам должен почувствовать,
что значит
быть меньше и слабее другого.)
4)
С какими
опасностями Нильс уже столкнулся и какие опасности его подстерегают? (Желательно,
чтобы учащиеся зачитывали ответ из текста.)
5)
Вам жалко
Нильса?
6)
А может, гном
прав, и Нильс получил по заслугам?
V.
Итог урока.
–
Над чем каждый
из вас сегодня задумался? Поделитесь своими мыслями, чувствами.
Домашнее
задание.
Продолжить
чтение сказочной повести (с. 71–79).