twitter ВКонтакте facebook

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие нильса с дикими гусями»

Цели: продолжить работу с жанром – сказочная повесть; познакомить учащихся с жанровыми особенностями, роднящими сказочную повесть со сказкой; учить оценивать поступки действующих лиц, понимать роль описания в художественном тексте.

Оборудование: портрет С. Лагерлёф.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа по содержанию прочитанного отрывка сказочной повести (с. 71–79).

1. А такая сюжетная линия вам уже где-нибудь встречалась? (Полет Карика и Вали на стрекозе; полет лягушки-путешественницы на утках; полет Дюймовочки на ласточке.)

2. Вам уже понятно, что Нильса и Мартина ждет много приключений. Есть ли в характере Нильса какие-нибудь черты, которые могут сослужить ему хорошую службу в трудных условиях? (Нильс – чрезвычайно храбрый мальчик, умный и сообразительный, стремящийся найти выход из трудной ситуации.)

3. Как внешне выглядят дикие гуси (и Акка, в том числе)? Почему они испытывают чувство превосходства по отношению к домашним гусям? (Домашние гуси плохо летают, плохо плавают и ныряют. Дикие гуси умеют летать на огромные расстояния, они настоящие путешественники, они умеют уберегать себя от опасностей в пути, они прекрасно плавают.)

4. Что позволяет Акке Кебнекайсе быть предводителем стаи? (Отрывок из текста на с. 77 от слов «Сто раз уже водила она гусей…» до слов «…подстерегавших гусей в пути».

(Акку можно  назвать мудрой, опытной, справедливой и осторожной.)

5. Какие качества характера открылись в Нильсе? (Нужно проанализировать два эпизода: Нильс и Мартин; Нильс и Акка.)

6. А в гусе Мартине? (Мартин – очень благодарная птица.)

7. Прав ли Нильс, который сказал Акке Кнебекайзе: «До сегодняшнего дня я был человеком»? (Быть человеком – означает «быть хорошим человеком, настоящим человеком».)

8. Прав ли Мартин, который сказал Акке про Нильса «Его и человеком-то не назовешь!»? (Если судить по прошлым поступкам, Нильса нельзя назвать человеком. К тому же он слишком маленького роста, чтобы считаться человеком и представлять хоть какую-то опасность для стаи.)

III. Чтение и анализ текста (с. 79–84).

1. Чтение учащимися текста вслух по цепочке.

Словарная (лексическая) работа проводится по ходу чтения.

2. Беседа по содержанию.

1) Чем Нильс заслужил слова, которые сказала ему старая Акка: «…Стая позволяет тебе остаться с нами»? (Нильс проявил находчивость, отчаянную смелость и упорство, спасая гуся. Именно это вызвало такое уважение к нему и решение Акки оставить его в стае.)

2) Какие чувства переживал Нильс во время погони за лисом? (Испытывал только страстное желание догнать лиса, был одержим приступом храбрости.)

3) Какие чувства переживал Нильс, когда лис выпустил гуся? (Нильс развеселился, когда крепко вцепился лису в хвост.)

4) Какие чувства переживал Нильс, сидя на дереве? (Нильс испытывал разные чувства – чувство страха, чувство одиночества и обиды.)

5) Как характеризует диких гусей та «игра», которую они затеяли с лисом Смирре? (Благородство стаи, способность гусей быть благодарными, быть настоящими товарищами. Это настоящий урок лису Смирре.)

IV. Итог урока.

– Какой эпизод сказочной повести вам понравился больше всего?

Домашнее задание.

Продолжить чтение сказочной повести (с. 85–93).