twitter ВКонтакте facebook

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие нильса с дикими гусями»

Цели: рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи, развитие характера во времени; развивать самостоятельность в чтении, умение высказать суждение о прочитанном.

Оборудование: портрет С. Лагерлёф.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа по содержанию прочитанного отрывка сказочной повести (с. 85–93).

1. Как вы думаете, превращение Нильса в человека связано только со знанием страшной тайны или с чем-то еще? (Нильс уже начал свое превращение в человека, когда отволок к озеру смертельно уставшего Мартина; когда, не думая о последствиях, бросился спасать чужого ему дикого гуся. Именно в ситуациях опасности проверяются качества «человека».)

2. Что самое печальное в положении Нильса? Подтвердите свое мнение примерами из текста.

3. Из чего видно, что стая Акки Кнебекайзе (кстати, назовите, из кого она теперь состоит) – это единая семья? Постарайтесь ничего не упустить. (Стая состоит из диких гусей, Акки Кнебекайзе, Мартина, Нильса, Марты и пятерых гусят.)

4. Покажите, обращаясь к тексту, что Акка Кнебекайзе пользуется огромным авторитетом и в своей стае, и во всем птичьем мире.

5. Нашел ли Нильс себе место в Гусиной стране? (Нильс для семьи Мартина и Марты стал выполнять почти ту же роль, что и Акка для всех остальных гусиных семей: он разбирал все семейные споры, воспитывал гусят, развлекая и обучая их разным штукам. Это и есть то место, которое он нашел для себя в Гусиной стране.)

III. Чтение и анализ текста (с. 93–95).

1. Чтение текста учащимися вслух по цепочке.

2. Беседа по содержанию прочитанного.

1) Что переживал Нильс во время разговора с Горго? Найдите в тексте те слова, которые выдают состояние Нильса. (Помощь учителя: а) Где в этом отрывочке автор впервые отмечает какое-то определенное состояние или настроение Нильса? (Нильс сначала удивился.); б) Как скоро это удивление Нильса сменилось другим состоянием? (Нильс насторожился.) Далее: забеспокоился, робко спросил, испугался, очень переживает и волнуется, лепечет, впадает в отчаяние.)

2) Вам нравится орёл? Что у него за характер?

3) Кому из вас уже встречалось (в какой русской сказке) заклинание, подобное тому, что Горго узнал от сов? (Это русская народная сказка «Сивка-бурка». Заклинание из нее:

                 Сивка-бурка,

                 Вещий каурка,

                 Стань передо мной,

                 Как лист перед травой!)

4) Что может означать такое сходство заклинаний? (Обе сказки относятся к жанру волшебной сказки; в обеих речь идет о каком-то превращении, переходе из одного мира в другой, из одного измерения или состояния в другое. Для того чтобы переход состоялся, нужна помощь волшебного слова, то есть заклинания, заклички.)

IV. Итог урока.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами после прочитанного на уроке.

Домашнее задание.

Дочитать сказочную повесть (с. 96–103); нарисовать (по представлению) главного героя сказочной повести – Нильса.