Follow @Pyccstudy |
Цели:
рассмотреть героя сказочной повести,
проявление его характера в поступках и речи, развитие характера во
времени;
развивать самостоятельность в чтении, умение высказать суждение о
прочитанном.
Оборудование:
портрет С. Лагерлёф.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Беседа
по содержанию
прочитанного отрывка сказочной повести (с. 85–93).
1.
Как вы
думаете, превращение Нильса в человека связано только со знанием
страшной тайны
или с чем-то еще? (Нильс уже начал свое превращение в
человека, когда
отволок к озеру смертельно уставшего Мартина; когда, не думая о
последствиях,
бросился спасать чужого ему дикого гуся. Именно в ситуациях опасности
проверяются качества «человека».)
2.
Что самое
печальное в положении Нильса? Подтвердите свое мнение примерами из
текста.
3.
Из чего
видно, что стая Акки Кнебекайзе (кстати, назовите, из кого она теперь
состоит)
– это единая семья? Постарайтесь ничего не упустить. (Стая
состоит из диких
гусей, Акки Кнебекайзе, Мартина, Нильса, Марты и пятерых гусят.)
4.
Покажите,
обращаясь к тексту, что Акка Кнебекайзе пользуется огромным авторитетом
и в
своей стае, и во всем птичьем мире.
5.
Нашел ли
Нильс себе место в Гусиной стране? (Нильс для семьи Мартина и
Марты стал
выполнять почти ту же роль, что и Акка для всех остальных гусиных
семей: он
разбирал все семейные споры, воспитывал гусят, развлекая и обучая их
разным
штукам. Это и есть то место, которое он нашел для себя в Гусиной
стране.)
III.
Чтение и анализ текста (с. 93–95).
1.
Чтение текста
учащимися вслух по цепочке.
2.
Беседа
по содержанию прочитанного.
1)
Что переживал
Нильс во время разговора с Горго? Найдите в тексте те слова, которые
выдают
состояние Нильса. (Помощь учителя: а) Где в этом отрывочке автор впервые
отмечает какое-то определенное состояние или настроение Нильса?
(Нильс
сначала удивился.); б) Как скоро это
удивление Нильса сменилось
другим состоянием? (Нильс насторожился.)
Далее: забеспокоился,
робко спросил, испугался, очень переживает и волнуется, лепечет,
впадает в
отчаяние.)
2)
Вам нравится
орёл? Что у него за характер?
3)
Кому из вас
уже встречалось (в какой русской сказке) заклинание, подобное тому, что
Горго
узнал от сов? (Это русская народная сказка
«Сивка-бурка». Заклинание из нее:
Сивка-бурка,
Вещий каурка,
Стань передо мной,
Как
лист перед травой!)
4)
Что может
означать такое сходство заклинаний? (Обе сказки относятся к
жанру волшебной
сказки; в обеих речь идет о каком-то превращении, переходе из одного
мира в
другой, из одного измерения или состояния в другое. Для того чтобы
переход
состоялся, нужна помощь волшебного слова, то есть заклинания, заклички.)
IV.
Итог урока.
–
Поделитесь
своими мыслями, чувствами после прочитанного на уроке.
Домашнее
задание.
Дочитать
сказочную повесть (с. 96–103); нарисовать (по представлению)
главного героя
сказочной повести – Нильса.