twitter ВКонтакте facebook

Н. Некрасов «Крестьянские дети»

Цели: развивать навыки правильного, выразительного чтения, четкую дикцию; формировать умение видеть и понимать настроение лирического героя; совершенствовать умение связно рассказывать о своих впечатлениях.

Оборудование: портрет Н. Некрасова; выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков учащихся к сказочной повести С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

III. Подготовка к восприятию.

Слово учителя.

– На доске написано имя поэта, с чьим творчеством мы будем сегодня знакомиться. Это Николай Алексеевич Некрасов. Но, я думаю, что некоторым из вас это имя уже знакомо. Назовите произведения этого автора, которые вы уже читали.

– Я очень рада, что вы так много знаете. Когда я была маленькой, то очень любила стихотворение Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

– Посмотрите на портрет поэта. Как вы думаете, это серьезный человек или озорник?

– В детстве Н. А. Некрасов был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он был дворянином, но очень любил играть с крестьянскими детьми: купаться с ними в реке, собирать в лесу малину, а зимой кататься на санках.

И вот, когда поэт стал взрослым, он написал стихи о своем детстве, с одним из них мы сейчас и познакомимся. Я это стихотворение очень хорошо помню еще со школы, и оно мне очень нравится.

IV. Чтение и анализ стихотворения (с. 105).

1. Обсуждение названия стихотворения.

– Откройте учебники на с. 105 и прочитайте название стихотворения.

– Как вы считаете, в заглавии отражена главная мысль стихотворения, его тема?

2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Что вы можете сказать о прочитанном? Поделитесь мыслями.

3. Выразительное чтение стихотворения учителем.

4. Словарно-лексическая работа.

– В стихотворении Н. А. Некрасова есть непонятные и сложные для чтения слова. Объяснить значение этих слов нам сможет консультант Кот Ученый (с. 171, раздел «Совет консультантов»).

5. Беседа (с. 106).

1) Этот отрывок принято называть «Мужичок с ноготок». Вы согласитесь с таким названием? (Скрытый контраст: взрослый, хотя и очень маленький.)

2) Какие чувства испытывает лирический герой к мальчику? Покажите, обращаясь к тексту, что среди этих чувств есть и удивление, и уважение.

3) Когда вы читали это стихотворение, то в какой ритм попадали?

4) Попробуйте прочитать вслух первые две строчки.

5) У вас не появилось ощущение, что каждое слово выделено особо, что  после каждого – небольшая остановка?

Информация для учителя

Хорошо было бы, если бы дети прохлопывали этот ритм ладошкой по парте, прислушиваясь к ритму каждой строчки. Тогда они убедятся в том, что каждое слово как будто выделено особо; обнаружат, что строчки длинные, что для их чтения приходится как будто преодолевать некую преграду.

6) Попробуйте найти ту строчку в тексте, которая точно характеризует этот неспешный ритм. («Гляжу, поднимается медленно в гору…»)

7) Почему поэт выбрал такой ритм стихотворения? (Поэт рассказывает о сцене из крестьянской жизни, избрав интонацию добродушной неторопливой беседы, прибегая к диалогам, что усиливает повествовательность этого стихотворения.)

8) Что у вас вызывает улыбку?

9) Можно ли образ «мужичка с ноготок» назвать комичным? (Нет. Жизненные обстоятельства сложились таким образом, что шестилетний ребенок вынужден выполнять совершенно взрослую работу; он чувствует огромную ответственность за то, что он, как и его отец, – мужчина.)

10) Какой прием лежит в основе этого образа? (Контраст.)

11) Какие чувства вызывает у каждого из вас этот мальчик?

V. Итог урока.

– Какое настроение у вас после такой работы со стихотворением?

– Не зря современники говорили о Н. А. Некрасове такие слова: «Это был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому».

Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть (с. 105).