twitter ВКонтакте facebook

Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»)

Цели: формировать понятие о творческой манере писателя, об особенностях языка автора; развивать технику чтения, навыки активного слушания, умения работать с текстом.

Оборудование: портрет Н. Гарина-Михайловского.

Информация для учителя

1) Текст рассчитан на 2 урока: первый урок – чтение текста в классе (с. 106–108, но если на уроке остается время, продолжаем дальше читать в классе), оставшуюся часть учащиеся дочитывают дома; второй урок – обсуждение текста, прочитанного дома.

2) «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» – повести, входящие в автобиографическую тетралогию. Тетралогией называют четыре произведения, каким-либо образом связанные между собой, в данном случае – общим героем, Артемием Карташевым, в котором современники без труда узнали самого Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.

П р и м е р н ы й  план проведения второго урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Анализ первого отрывка (с. 106–107).

– Выражают ли сон Тёмы и его состояние отношение к Жучке? (Тёме снится только то, что его больше всего волнует и тревожит. Само содержание сна свидетельствует о страстном желании Тёмы помочь Жучке, спасти ее.)

– О какой первой половине сна говорит автор? (Тёма «все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей. Но Жучка все обрывалась, пока он не решил сам лезть за нею».)

– Можно ли сделать предположение о дальнейших действиях Тёмы?

2. Анализ второго отрывка (с. 108).

– Как вы думаете, беспорядок в столовой и в саду увиден глазами Тёмы или только глазами автора? (Беспорядок увиден не только глазами автора, но и глазами Тёмы.)

– Для чего в тексте присутствует описание этого беспорядка? (Насколько мутно и тревожно на душе у Тёмы, насколько его внутреннее состояние лишено гармонии, настолько этому соответствует и положение вещей вокруг, везде в окружающем его мире царит беспорядок, – всюду очень неуютно.)

3. Анализ третьего отрывка (с. 109–110).

– Найдите в этом отрывке те строчки, из которых ясно, что Тёма очень любит своего четвероногого друга.

– Почему Тёме в это утро трудно было перебраться через стену, отделявшую черный двор от сада? Отвечая на этот вопрос, старайтесь найти самую главную причину. (Причина всего одна – Тёме нездоровится. Он очень впечатлительный мальчик, и судьба Жучки буквально потрясла его.)

4. Анализ четвертого отрывка (с. 110–112).

– Сбылась ли наяву первая половина сна Тёмы?

– Что в поведении Тёмы говорит о его любви к собачке? (Самое удивительное – его общение с Жучкой.)

– С помощью каких слов и выражений автор подчеркивает острое чувство жалости Тёмы к Жучке?

5. Анализ пятого отрывка (с. 113–116).

– Вы можете, обращаясь к этому отрывку, показать, что Тёма не только очень чуткий, но и очень умный мальчик? (Проявлением ума является сам план спасения Жучки, план, который закончился удачей.)

– Можно ли сказать, что он мужественный человек? Почему?(Несмотря на болезнь и упадок сил, мальчик не сдался, не стал плакать и звать на помощь, но справился со сложной ситуацией сам – вылез из глубокого колодца и спас свою собачку.)

– Что вы можете сказать о Жучке, о ее внешности, характере? (Жучка – черного цвета, небольшого размера. Она резвая и веселая.  Жучка – очень благодарный друг.)

– О чем вам хотелось бы спросить Тёму, когда он поправится? (Подсказка: совершенно не обязательно расспрашивать Тёму об этом прошедшем уже событии, можно спросить о чем угодно.)

III. Итог урока.

– Какое чувство у вас осталось после прочитанного?

Домашнее задание.

Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся эпизоду текста; перечитайте этот эпизод, чтобы в рисунке наиболее точно передать мысль автора текста.