Follow @Pyccstudy |
Цели:
формировать понятие о творческой манере писателя, об
особенностях языка автора; развивать технику чтения, навыки активного
слушания,
умения работать с текстом.
Оборудование:
портрет Н. Гарина-Михайловского.
Информация
для
учителя
1)
Текст рассчитан на 2 урока: первый
урок – чтение текста в классе (с. 106–108, но если
на уроке остается время,
продолжаем дальше читать в классе), оставшуюся часть учащиеся
дочитывают дома;
второй урок – обсуждение текста, прочитанного дома.
2)
«Детство
Тёмы», «Гимназисты»,
«Студенты», «Инженеры»
– повести, входящие в
автобиографическую тетралогию. Тетралогией называют четыре
произведения,
каким-либо образом связанные между собой, в данном случае –
общим героем,
Артемием Карташевым, в котором современники без труда узнали самого
Николая
Георгиевича Гарина-Михайловского.
П
р и м е р н ы
й план проведения
второго урока.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Работа по теме урока.
1.
Анализ первого
отрывка (с. 106–107).
–
Выражают ли
сон Тёмы и его состояние отношение к Жучке? (Тёме снится
только то, что его
больше всего волнует и тревожит. Само содержание сна свидетельствует о
страстном желании Тёмы помочь Жучке, спасти ее.)
–
О какой первой
половине сна говорит автор? (Тёма «все вытаскивал
Жучку какой-то длинной
петлей. Но Жучка все обрывалась, пока он не решил сам лезть за
нею».)
–
Можно ли
сделать предположение о дальнейших действиях Тёмы?
2.
Анализ второго
отрывка (с. 108).
–
Как вы
думаете, беспорядок в столовой и в саду увиден глазами Тёмы или только
глазами
автора? (Беспорядок увиден не только глазами автора, но и
глазами Тёмы.)
–
Для чего в
тексте присутствует описание этого беспорядка? (Насколько
мутно и тревожно
на душе у Тёмы, насколько его внутреннее состояние лишено гармонии,
настолько
этому соответствует и положение вещей вокруг, везде в окружающем его
мире царит
беспорядок, – всюду очень неуютно.)
3.
Анализ третьего
отрывка (с. 109–110).
–
Найдите в этом
отрывке те строчки, из которых ясно, что Тёма очень любит своего
четвероногого
друга.
–
Почему Тёме в
это утро трудно было перебраться через стену, отделявшую черный двор от
сада?
Отвечая на этот вопрос, старайтесь найти самую главную причину. (Причина
всего одна – Тёме нездоровится. Он очень впечатлительный
мальчик, и судьба
Жучки буквально потрясла его.)
4.
Анализ четвертого
отрывка (с. 110–112).
–
Сбылась ли
наяву первая половина сна Тёмы?
–
Что в
поведении Тёмы говорит о его любви к собачке? (Самое
удивительное – его
общение с Жучкой.)
–
С помощью
каких слов и выражений автор подчеркивает острое чувство жалости Тёмы к
Жучке?
5.
Анализ пятого отрывка
(с. 113–116).
–
Вы можете,
обращаясь к этому отрывку, показать, что Тёма не только очень чуткий,
но и
очень умный мальчик? (Проявлением ума является сам план
спасения Жучки,
план, который закончился удачей.)
–
Можно ли
сказать, что он мужественный человек? Почему?(Несмотря на
болезнь и упадок
сил, мальчик не сдался, не стал плакать и звать на помощь, но справился
со
сложной ситуацией сам – вылез из глубокого колодца и спас
свою собачку.)
–
Что вы можете
сказать о Жучке, о ее внешности, характере? (Жучка
– черного цвета,
небольшого размера. Она резвая и веселая.
Жучка – очень благодарный друг.)
–
О чем вам
хотелось бы спросить Тёму, когда он поправится? (Подсказка:
совершенно не
обязательно расспрашивать Тёму об этом прошедшем уже событии, можно
спросить о
чем угодно.)
III.
Итог урока.
–
Какое чувство
у вас осталось после прочитанного?
Домашнее
задание.
Нарисуйте
иллюстрации к понравившемуся эпизоду текста; перечитайте этот эпизод,
чтобы в
рисунке наиболее точно передать мысль автора текста.