twitter ВКонтакте facebook

«Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Цели: начать сравнительный анализ народной сказки и авторской на примере прочитанных произведений и сказки «Стойкий оловянный солдатик»; формировать умения связно излагать свои мысли, анализировать сказку; воспитывать интерес и любовь к чтению.

Оборудование: портрет Г.-Х. Андерсена; книга Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»; выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка иллюстраций (рисунков) учащихся. Обсуждение рисунков. (Можно из рисунков составить картинный план и попросить пересказать выборочные эпизоды или весь текст Н. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка».)

III. Анализ картинки на шмуцтитуле, предваряющем главу XI.

– Откройте учебники на странице 117. Прочитайте название главы XI.

– Давайте попробуем предположить, о чем или о ком пойдет речь в этой главе.

– Рассмотрите картинку к главе XI. Что вы заметили?

IV. Анализ эпиграфа Ёса Бусона (с. 118).

1. Чтение эпиграфа учителем.

– Нравится ли вам этот эпиграф?

– Объясните, как вы понимаете смысл данного эпиграфа.

– Ребята, мы еще вернемся к обсуждению этого эпиграфа чуть позже.

V. Подготовка к восприятию.

– Вам знаком писатель Г.-Х. Андерсен?

– Какие сказки Г.-Х. Андерсена вам известны?

– А знаете ли вы, что всего Андерсен написал 170 сказок!

– Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Г.-Х. Андерсена.

Блицвикторина

1. Какой предмет помог королеве выяснить, настоящая ли перед ней принцесса? (Горошина.)

2. Как называется сказка о храбром солдате? («Огниво».)

3. Какое имя дал принц эльфов Дюймовочке? (Майя.)

4. В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя.)

5. Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай.)

6. Как звали сестру одиннадцати принцев из сказки «Дикие лебеди»? (Элиза.)

7. Кем на самом деле был человек, который пас свиней в сказке «Свинопас»? (Принцем.)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» и узнаем, какая история с ним (то есть с солдатиком) приключилась.

VI. Чтение текста (с. 118–126).

По ходу чтения проводится словарно-лексическая работа. Учащиеся читают текст вслух по цепочке.

VII. Итог урока.

– Как вы думаете, чем закончилась сказка?

Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца, проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки.