twitter ВКонтакте facebook

Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Цели: выполнить сравнительный анализ народной сказки и авторской на примере прочитанных произведений; формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений.

Оборудование: портрет Г.-Х. Андерсена; выставка детских рисунков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка детских рисунков.

III. Анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» (с. 118–126).

– Дома вы дочитали сказку до конца. Поделитесь своими мыслями о прочитанном.

Беседа.

1. Как вы считаете, народная сказка может быть такой же грустной, как авторская? (Вспомните сказки, в которых развитие сюжета заканчивается свадьбой: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка» и т. д. В этих сказках о чувствах героев по отношению друг к другу ничего не сказано, например: «Алёнушка подумала-подумала и пошла за купца замуж».)

2. Бывают народные сказки о любви? (В народной сказке говорится о свадьбе, но ничего не говорится о любви героев.)

3. Почему они всегда хорошо заканчиваются? (В конце сказки герой восстанавливает нарушенный в  ее начале порядок.)

4. Давайте обратимся за консультацией по этим вопросам к Бабе Яге (с. 172, раздел «Совет консультантов».)

5. Есть ли в солдатике черты героя волшебной народной сказки? Вспомните его внешний вид и  приключения. (Солдатик – одноногий. Он, пусть и не по собственной воле, вылетает из дома в окно, вступив в невольную борьбу со злым троллем, который решил от него избавиться. Он совершает подвиги: едет в лодочке по бурлящей канаве, преследуется крысой, съедается рыбой. После всех «подвигов» солдатик «возвращается» (пусть и не сам) домой, встречается со своей возлюбленной. Таким образом, Андерсен соблюдает сюжетную схему народной сказки, но совершенно не следует миру ее ценностей. Для него (как и для всей авторской литературы) ценностью всегда является внутренний мир героев, мир их чувств и переживаний.)

6. Что общего у оловянного солдатика и танцовщицы? (Оба стоят на одной ножке. Ни солдатик, ни плясунья не принимали участия в общем ночном веселье кукол, оба молча наблюдали все это. Когда солдатик вернулся домой после своих приключений, он не спускал глаз с танцовщицы, молча на нее смотрел, и она отвечала ему тем же. Танцовщица разделила судьбу солдатика, сгорев в огне. Оба они не только стойкие (стойкость плясуньи восхищает солдатика), но и умеющие глубоко чувствовать.)

7. Если бы солдатик был героем народной сказки и побывал в брюхе у рыбы, он бы погиб? (В авторской сказке пребывание в брюхе у тотемного зверя не спасает героя от смерти. Рыба не является волшебным помощником оловянного солдатика! В народной сказке, если герой прошел сквозь зверя, это помогло бы ему в дальнейшем, потому что этот зверь непременно был бы его волшебным помощником.)

8. О чем думал солдатик (во время своего приключения) в те минуты, когда ему было особенно страшно? (Смерть надо встречать мужественно.)

9. Как вы понимаете смысл этих строчек: «Он чувствовал, что весь горит – то ли от огня, то ли от любви, – он и сам не знал»? «Ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику». Что важнее – любовь или огонь? Любовь или ветер?

(Это связано с миром чувств героев, с их внутренней жизнью. С точки зрения этого восприятия солдатик сгорает не только от огня, но и от любви; танцовщица попадает в огонь не только потому, что открылась дверь и подул ветер, но и для того, чтобы разделить судьбу с оловянным солдатиком.)

IV. Итог урока.

– Почему мир чувств человеческих называют и хрупким и прочным? (Мир чувств можно назвать прочным, потому что он не боится никаких испытаний,  не боится смерти. Мир чувств можно назвать хрупким, так как человек раним, его легко обидеть. Духовно солдатик очень стойкий, но это не спасает его от физической гибели.)

– Давайте вернемся к эпиграфу главы XI (с. 118 учебника) и прочитаем его вслух.

– Это эпиграф ко всей главе, содержание которой мы знаем пока не полностью. Но с содержанием сказки Андерсена мы уже познакомились.

– Подходит ли эпиграф к этой сказке?

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к сказке; инсценировать понравившийся отрывок; выразительно читать отрывок из сказки (по выбору учащихся).