twitter ВКонтакте facebook

. Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою…» И. Бунин «Детство»

Цели: формировать умение сопоставлять и сравнивать стихотворения; развивать навык осознанного правильного чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию, понимать смысл стихотворного текста.

Оборудование: портреты Д. Кедрина и И. Бунина; выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков к сказке Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

2. Выразительное чтение отрывка из данной сказки (по выбору учащихся).

3. Инсценировка понравившегося отрывка из сказки.

III. Подготовка к восприятию.

– Сегодня мы будем выразительно читать стихотворения и учиться слушать друг друга. На нашем уроке встретятся сразу два поэта. Прочитайте их фамилии на доске.

– Откройте учебники на странице 116.

IV. Чтение и анализ стихотворения Д. Кедрина «Всё мне мерещится поле с гречихою…» (с. 127).

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

2. Словарно-лексическая работа.

Помощь консультанта Кота Ученого (с. 171, раздел «Совет консультантов»).

3. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Учитель второй раз сам читает стихотворение для того, чтобы на уровне интонации дети почувствовали атмосферу детства и волшебных сказок с их повторами (жили-были, давным-давно…)

4. Беседа (с. 127–128).

1) Для чего многие определения в этом стихотворении поэт повторяет дважды? (Чтобы воссоздать щемящую картину далекого уютного прошлого.)

2) Какая строчка в тексте помогает ответить на этот вопрос? («Детство моё вспоминается мне».)

3) Как вы определите жанр этого стихотворения?

4) Его можно напеть? (Конечно, каждая строчка почти сим-метрично распадается на две части:

Всё мне мерещится / поле с гречихою,

В маленьком доме / сирень на окне,

Ясное-ясное, / тихое-тихое

Летнее утро / мерещится мне.)

(Учитель может использовать аудиозапись песни.)

Информация для учителя

Вспомните песню:

Утро туманное, / утро седое,

Нивы печальные, / снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь / и время былое,

Вспомнишь и лица, / давно позабытые…

 

5) Почему поэт пользуется такими словами: мерещится, чудится? (С их помощью можно передать зыбкость, призрачность и хрупкость воспоминаний.)

6) Какое настроение создается в стихотворении? (Сложное настроение – и тепло, и уют образа детства, щемящее чувство любви к тому, что мы называем малой родиной, отчим домом, и грусть от того, что все это невозвратимо.)

7) А можно поместить это стихотворение в главу «Родная сторона»? А в главу «Мир нуждается в нашей защите»?

8) Вспомните, в какой главе «живет» это стихотворение. («Такой хрупкий и такой прочный мир чувств».)

9) Почему оно помещено в эту главу? (Мир детства, о котором тоскует лирический герой, мир его воспоминаний, – это хрупкий мир, поскольку воспоминания стираются, да и самому герою неизвестно уже, где все то, что он так любит; вместе с тем этот же мир детства – прочный мир, поскольку он всегда в душе героя и герой в любую минуту может мысленно вернуться в свое прошлое, которое ему так дорого.)

V. Чтение и анализ стихотворения И. Бунина «Детство» (с. 128).

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

2. Словарно-лексическая работа.

– Встретились ли вам непонятные слова?

Бор – сосновый лес.

3. Беседа (с. 128).

– Лирический герой Ивана Бунина совсем по-другому вспоминает свое детство. Так в чем же разница? Подтвердите свое мнение строчками из текста. (Лирический герой Бунина помнит себя прежде всего, свои ощущения от окружающего мира, а не сам окружающий мир, как герой Кедрина. Речь идет о строчках:

  …Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжёлый, величавый…

Учащиеся должны обнаружить прием контраста, лирический герой противопоставляет себя величественному и старому лесу.)

VI. Итог урока.

– К характеристике какого из двух героев можно отнести эти выражения:  радость жизни, светлая грусть, тепло воспоминаний, свежесть восприятия мира, яркие ощущения, щемящее чувство?

(Радость жизни, свежесть восприятия мира, яркие ощущения – характеризуют лирического героя Бунина, а все остальные – лирического героя Кедрина.)

– Какой образ детства вам ближе – созданный в стихотворении Кедрина или в стихотворении Бунина?

– Завершит наш урок чтение комментария в учебнике на странице 129.

Домашнее задание.

Подготовить для выразительного чтения любое стихотворение на тему «Детство».