Публицистическая и редакторская деятельность М. Е.
Салтыкова-Щедрина в
“Отечественных записках” явилась новым этапом той
работы, которую он начал еще
в “Современнике” . В “Отечественных
записках” сатирик работал 16 лет, с 1868 по
1884 г. ; его произведения появлялись почти в каждой книжке и во многом
определяли характер и на правление журнала.
Начиная свое сотрудничество в “Отечественных
записках” , писатель
опубликовал в 1868—1869 гг. два цикла: “Признаки
времени” и “Письма о
провинции” . И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин,
как бы подводя
итог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы: что
изменилось в
жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х
годов не
принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционного
движения?
Эти проблемы волновали всех сотрудников “Отечественных
записок” и их читателей.
Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи борьбы против
самодержавия в том, что
слишком неоднородно было “движение реформаторов” ,
как он условно называл
движение 60-х годов.
Хотя крепостное право юридически было отменено, пережитки
феодализма
оказались настолько живучими, что сатирик имел полное право признать:
крепостное право живет во всем — “в нашем
темпераменте, в нашем образе мыслей,
в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши
взоры,
все из него выходит и на него опирается” (т. 7, с. 150) .
Оценивая другие реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так же
недвусмысленно
раскрыл их крепостническую сущность.
Салтыков-Щедрин верно раскрыл классовую природу земств,
антинародный
характер многих их начинаний. Никогда не выступая против земств как
органов
местного самоуправления, он был лишь против засевших в них
крепостников-помещиков,
которые прилагали все силы к сохранению своих привилегий.
Признаки времени с господствующим капиталистическим
устремлением к наживе -
“хищничеством” — и политической
пассивностью народа, задавленного нуждой, не
могут ободрять писателя. Он сокрушается, что среди
“легковесных” нет места
идеалам 40—60-х годов, однако не теряет веры в лучшее
будущее: “Как ни обширно
кладбище, но около него ютится жизнь” (т. 7, с. 94) .
В 1872—1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на
страницах “Отечественных
записок” два новых публицистических произведения:
“Дневник провинциала в
Петербурге” (1872) и “Благонамеренные
речи” (1872—1876) . Оба эти цикла
посвящены преимущественно дальнейшему развитию капитализма в России и
отражению
этого процесса в политической жизни страны.
Писатель одним из первых в русской литературе создал
типические образы
представителей русской буржуазии 70—80-х годов и ее идеологов
— либералов.
Разоблачение либерализма становится одной из главных тем его
литературной
деятельности.
На фоне торжества буржуазного предпринимательства становится
отчетливо виден
идиотизм запуганного обывателя. Писатель смело осуждает политическую
реакцию
конца 60-х годов, критикует последующие реформы царского правительства,
судебную в частности, затеянные для того, чтобы приспособить
самодержавный
режим к нуждам капиталистического развития.
Особое место в цикле занимает рассказ о Дерунове, содержащий
беспощадную
характеристику “опоры” современного общества
“Дерунов не столп! — заявляет в
конце очерка Салтыков-Щедрин. — Он не столп относительно
собственности, ибо
признает священною только лично ему принадлежащую собственность.
Рассматривая общественную жизнь в годы реакции,
Салтыков-Щедрин типичным
явлением русской действительности называет
“молчалинство” . Безразличие к
насущным вопросам современности, стремление к личному благополучию
господствует
в либеральном обществе. Молчалины всюду. Их угодливость, карьеризм не
означают,
однако, что они играют только пассивную роль. Все они — люди
беспринципные,
готовые снести любое оскорбление, если оно будет оплачено. Цинизм,
моральная и
политическая нечистоплотность, продажность являются неотъемлемым
качеством
преуспевающих адвокатов, журналистов и литераторов. Но именно эти
качества и
определяют их будущее поражение.
Салтыков-Щедрин, верно понимая характер русского капитализма
как явления,
обусловленного историческим развитием, не признавал капиталистические
отношения
вечными и неизменными.
После поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в
“Отечественных записках”
цикл очерков “За рубежом” (1880) . Симпатизируя
передовой, революционной
Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, он беспощадно
разоблачает
современную французскую буржуазию, затоптавшую из алчности и страсти к
наживе
славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял ореол мнимой революционности,
возникший вокруг буржуазных республиканцев, которые защищали в прессе и
парламенте капиталистические порядки.
В очерках “За рубежом” писатель признал
милитаризм важнейшей чертой в
политике и настроениях немецкой буржуазии. Упоенная победой над
Францией в
1870—1871 гг., Германия мечтала занять главенствующее
положение в Европе.
Салтыков-Щедрин высмеял эту претензию и заклеймил наглость прусской
военщины.
“Зарубежное” в очерках Салтыкова-Щедрина
постоянно и тесно переплетается с
“отечественным” . В аллегорической сцене
— диалоге между “мальчиком без штанов”
и “мальчиком в штанах” — сатирик ставит
вопрос о характере дальнейшего развития
России и приходит к выводу, что она, так же как многие европейские
страны,
пойдет по пути капиталистического развития. Но русский народ, не
опутанный
мещанским филистерством, еще не пропитанный буржуазной законностью, как
это
случилось с немецким “мальчиком в штанах” , сумеет
свести счеты с Колупаевым и
добиться освобождения от всякой эксплуатации. Все сопоставления русских
и
западноевропейских общественных отношений даны в очерках под углом
зрения
перспектив революционного развития России.
“Письма к тетеньке” (1881—1882)
, “Современная идиллия” (1877—1883) и
публицистические произведения, написанные после закрытия
“Отечественных
записок” , рисуют русское общество в период обострения
революционной борьбы и
реакции, наступившей вслед за разгромом движения народников.
Яркой сатирой на царский суд и расправу является сценка
“Злополучный
пискарь, или Драма в Кашинском окружном суде” . В наиболее
обобщенном виде
тупость и реакционность царской бюрократии была воплощена писателем в
образе
ретивого начальника, который решил закрыть Америку.
Не менее злую сатиру на либеральную прессу, явно повернувшую в
конце 70-х
годов к монархизму, содержит цикл “В среде умеренности и
аккуратности” .
Прототипом газеты “Чего изволите?” и ее редактора,
Молчалина 2-го, явился
Суворин, издатель газеты “Новое время” .
Сатирик вводит читателей во все тайны редакционной кухни и
пародийно
раскрывает сущность основных жанров буржуазной газеты: передовой
статьи,
фельетона, корреспонденций. Пустословие возведено здесь в принцип, и
только
одна мысль беспокоит редактора: как бы при всем либерализме дать каждой
фразе
такой оборот, чтобы не осталось и тени недоверия к начальству!
Щедринское
выражение “Чего изволите?” было очень удачным и
прочно укрепилось за газетой
Суворина “Новое время” .
Позднее, в условиях реакции 80-х годов, Салтыков-Щедрин еще не
раз
обращается к характеристикам буржуазной и монархической прессы в
России.
Редактор “Красы Демидрона” , бывший тапер
публичного дома Иван Иванович Очищенный
(“Современная идиллия” ) , сам признается, что он
не имеет никакого влияния на
газету. Все зависит от издателей — содержателей
увеселительных заведений.
Скандальная хроника, порнография, социальная демагогия — вот
основное
содержание газеты “Краса Демидрона” в 80-е годы.
Публицистика Салтыкова-Щедрина 70—80-х годов - это
подлинная
революционно-демократическая летопись всей пореформенной России.
Резкость и
непримиримость сатиры были отражением убежденности писателя в том, что
необходимо решительно покончить с царизмом и эксплуататорами.
Салтыков-Щедрин был и остается непревзойденным мастером
публицистической
сатиры, замечательным художником слова. В своем творчестве он часто
прибегал к
иносказанию, гиперболе, иронии, фантастике.
Писатель быстро и верно умел подметить новое в экономике,
политике,
литературе. Это умение позволило ему раньше других, уже в начале 70-х
годов,
создать яркие, типические образы.
Огромная сила сатирического обобщения, типизации—
яркая индивидуальная
особенность стиля Салтыкова-Щедрина. Он мог схватывать явления в их
становлении, росте. Недаром Гончаров говорил, что для изображения не
установившегося в жизни нужен талант Щедрина, признав тем самым
способность
сатирика верно и своевременно улавливать новое в жизни.
Салтыков-Щедрин был мастером эзоповского языка. Немного
найдется писателей и
публицистов, которые могли бы сравниться с ним в искусстве обходить
цензурные
рогатки. Вслед за Герценом и Чернышевским он блестяще пользовался в
подцензурной печати иронией и по праву мог повторить слова Герцена,
назвавшего
иронию “утешительницей” и
“мстительницей” .
Несмотря на многочисленные иносказания, на условность
употребления ряда слов
и оборотов речи, читатель, по свидетельству самого сатирика, хорошо
понимал
его.
Неистощимо языкотворчество Салтыкова-Щедрина. Он был очень
чуток, внимателен
к структуре родного языка, идиомам и поговоркам и негодовал на
либерально-буржуазных газетчиков, коверкавших речь в угоду своим
невзыскательным читателям. У него чрезвычайно сильно развито чувство
слова,
огромен словарный запас, поразительно умение использовать
многозначность слов.
Как никто, писатель умел выявить нужный смысловой оттенок в слове и с
его
помощью охарактеризовать любое жизненное явление, поведение отдельного
человека
или целой социальной группы. Сатирик в совершенстве постиг язык так
называемого
образованного общества — язык чиновников, адвокатов,
либеральных писателей и
журналистов, законодательных учреждений — и пародировал его в
своих
произведениях. Столь же хорошо знал он речь народа, крестьян, язык
русских
летописей.
Для характеристики различных сторон русской жизни
70—80-х годов
Салтыков-Щедрин охотно вводил в свои произведения литературные
персонажи:
Молчалина, Чацкого, Рудина, Глумова, Ноздрева и многих других
— и заставлял их
действовать. Это избавляло его от необходимости подробно
характеризовать
прошлое “героев” своего времени. Сохраняя
первоначальный портрет, литературные
персонажи жили в произведениях Салтыкова-Щедрина второй жизнью. В
изменившихся
исторических условиях их характеры и поведение раскрывались с новых
сторон, а
литературное прошлое помогало уяснить классовую сущность и общественную
роль
живых представителей различных сословий в 70—80-е годы.
Писатель постоянно стремился сделать своих противников
смешными, ибо смех —
великая сила.
В подцензурных же условиях этот способ борьбы оставался подчас
единственно
возможным, ибо кто мог позволить себе в легальной прессе патетический
гнев или
прямое осуждение позорящего Россию самодержавия?! Смех сатирика, злой и
безжалостный,
был направлен на расшатывание основ существующего строя, что прямо
соответствовало тогда интересам народа.
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 678 чел.