Древнегреческий драматург, "отец комедии" Аристофан (ок. 446 -
ок.
385 гг. до н.э.) жил и создавал свои произведения во времена расцвета
своего
родного города Афин. Афины, вышедшие победителем из войны с Персией,
заняли
лидирующее положение среди государств Древней Греции. В это время в
Афинах
отмечается расцвет демократии, культуры, политической и социальной
жизни
города.
Однако не все было так гладко в жизни Афин. K концу V века
здесь начал
назревать кризис рабовладельческой демократии. Наиболее яркие проблемы,
вызванные этим кризисом и поднимает в некоторых своих комедиях
Аристофан.
Рассказ о жизни Афин времен Аристофана, по-моему, логичнее
всего начать с
государственного устройства. Три раза в месяц в Афинах созывалось
народное
собрание, которое решало основные насущные проблемы города, принимало
законы.
Участвовать в работе собрания могли все граждане - мужчины.
Недаром Праксагора и ее "сообщницы" ("Женщины в народном
собрании") смог ли проникнуть туда, лишь переодевшись в мужскую одежду.
В
народном собрании могли обсуждаться вопросы совершенно разного плана -
начиная
со "спасения отечества" ("Ужасно, что пускают разговаривать к
тому же о спасении отечества того, кто глаз своих не может вылечить") ,
кончая совершенно бытовыми проблемами ("Все-таки я вам открою, как
спасти
отечество, пусть сукновалы выдадут всем гражданам плащи потолще перед
равноденствием. Тогда никто у нас не схватит насморка") . Все вопросы в
собрании решались поднятием рук, а не криком как в Спарте ("Kак же мы
подымем руки при голосовании... " - думают героини "Женщин в народном
собрании") . Однако при обсуждении различных вопросов, которые
затрагивали
интересы различных групп (неких прообразов наших партий) , дело
доходило не
только до ругательств, но даже и до потасовок ("Мотыжник плюнул в рожу
оружейнику, а ковач плугов в ребро двинул мастера копейного" - так
пишет
об этом Аристофан) . Специально во избежание различных конфликтов, на
собрании
присутствовала вооруженная охрана ("Что, если лучники тебя потащат...
" - задает одна из женщин вопрос Праксагоре, в то время, когда они
обсуждали свое будущее поведение в собрании) .
Больше всего в народном собрании и в Афинах вообще ценилось
ораторское
мастерство, и ораторы были весьма уважаемыми людьми (героини "Женщин...
" выбирают Праксагору их предводительницей в немалой степени за ее
умение
"хорошо, умно, искусно" говорить) .
Несмотря на то, что собрание принимало решение, поддержанное
гражданами
Афин, эти решения не всегда оказывались удачными. Герои "Женщин... "
обсуждают принятый ранее закон о медяках, когда в Афинах были приняты к
использованию медные деньги и когда они уже находились в ходу,
"Глашатай
заорал: "Никому не брать чеканки медной, серебро одно в ходу".
Представьте
убыток продавцов...
Несколько раз в своих комедиях Аристофан обращается к такому
нелицеприятному
явлению, как доносчики. Вот например для Никарха, героя "Ахарнян",
доносы - это его основное занятие ("Вот кстати и Никарх идет на
промысел", говорит о нем Дикеополь) .
Ярким отражением кризиса власти в Афинах явилась Пелопонесская
война
(431-404 гг. до н.э.) . В то время, как богатые торговцы, купцы,
оружейные
мастера настаивали на продолжении захвата земель и соответственно на
продолжении войны со Спартой, простые афинские землевладельцы,
отягощенные этой
войной, расходами на нее, набегами спартанцев, протестовали против нее,
стремились к заключению мира. Эта тема поднимается Аристофаном в его
комедиях
"Ахарняне", "Мир". Герой "Ахарнян" землевладелец
Дикеополь, заключает мир со Спартой, только для своей семьи, в то время
как
Афины находятся в войне. Kомедия заканчивается полной неудачей для
Ламаха,
сторонника войны, в то время как Дикеополь живет счастливо в мире.
Проблема преступности не обошла стороной также и Афинское
общество. "И
совсем уже больше не будет воров? " удивляется Блепир, герой
"Женщин.. ", "И не станут накидок сдирать по ночам? ". В
Афинах существовал суд, который решал не только вопросы таких
преступлений, как
кража, но и более бытовые вопросы: "Отопрется, например, от долга
должник". В таких случаях "... пеню суду уплатить обвиняемый
должен... ".
Религия являлась неотъемлемой частью жизни афинян. Она
присутствовала
практически везде. Молитвы и жертвоприношения богам сопутствовали
каждому
более-менее значимому делу - для этого существовали жрецы, обязанностью
которых
и было проводить их ("Эй, жрец, молитву начинай... богам") .
Наиболее важным и "влиятельным" богам были специально
выстроены
храмы ("Не придется нам храмов для птиц возводить, не придется для
храмов
таскать кирпичи... ") . Практически все герои комедий Аристофана
периодически в своей речи апеллируют к богам ("Феб свидетель... ",
"Клянусь Kипридой" и. т.д.) . Надо заметить, мужчины поклонялись
богам, а женщины - богиням, и это разделение было весьма ярким - когда
одна из
женщин - героинь "Женщин в народном собрании" на
"репетиции" их речи в народном собрании, говорит "Клянусь,
Kипридой.. ", Праксагора отвечает ей: "Kипридою клянешься,
злополучная! Вдруг то же брякнешь на собранье, - что тогда? ".
Жителям Афин было невозможно представить свою жизнь без
различных
праздников, причем даже иногда в самое неподходящее для этого время.
Дикеополь,
например, когда кругом война, "приобретя" мир для своей семьи,
говорит: "А я, свободный от войны и горестей, пойду домой и справлю
дионисии".
Неоднократно на страницах комедий Аристофана упоминаются так называемые
"попойки" - греки были довольно большими любителями вина ("Ляг,
возьми заздравный кубок, выпей сладкого вина" - предлагает хор в
комедии
"Ахарняне") . Виноградарство, кстати, было одним из немаловажных
занятий греков - в числе тяжелых потерь, которые принесла афинянам
война со
Спартой, упоминаются именно виноградники ("Так она еще свирепей наши
изгороди жжет и еще неумолимей топчет, давит виноград") .
Немаловажное место в жизни афинянина занимал и театр. Это было
не только и
не столько место для отдыха, развлечения, сколько школой жизни. А
драматург в
данном случае выступал в роли учителя ("Наставляет учитель добру и
пути, а
людей возмужавших - поэты" - говорит Эсхил в комедии "Лягушки")
.
Наиболее талантливые драматурги пользовались народным почетом,
уважением и
любовью ("Любовь народа - цель моя" - говорит в той же комедии
Еврипид) .
Не подходит? Заказать реферат нашим авторам? Вы также можете добавить свой реферат
Реферат прочитали 560 чел.